Когда люди говорят со мной о Церкви СПД, они практически сразу же хотят говорить о так-называемых «странностях» мормонов. Сколько у тебя жён? А ты носишь магическое нижнее бельё? Ты думаешь, что обзаведешься собственной планетой? (Для заметки: у меня только одна жена; моё нижнее бельё священно,… а вот носки у меня магические; я едва ли могу оплатить свою ипотеку, так что вряд ли могу позволить себе планету.)

То, что на самом деле отличает мормонизм от других христианских религий, так это некоторые из наших основополагающих доктрин, а не то, на что критики Церкви тратят так много времени. Так в какие же странные вещи мы действительно верим?

1. Мы верим, что то, во что вы верите, имеет значение

В наши дни не так хорошо обстоят дела с учением. Божественная природа Бога, цель нашей жизни и что происходит с нами после смерти – эти знания стали настолько расплывчатыми в христианстве, что это делает Никейский Символ веры образцом ясности. «Духовность» – это хорошо, однако «религия» – это плохо. Верь, во что веришь, и если церковь вписывается в твои убеждения – даже лучше.

Мормоны действительно верят, что верования важны. Мы считаем, то у Бога есть план и цель для нас, Он так же хочет, чтобы мы понимали и следовали этому плану. Из Библии нам абсолютно точно известно, что нашему Небесному Отцу и Его Сыну Иисусу Христу было не все равно, во что мы верим, и Они хотели помочь нам узнать Их лучше. Мормоны верят, что истина – сущее, как оно есть – может быть найдена и ей можно следовать. Мы утверждаем, вместе с агентом Малдером, что «истина где-то рядом».

2. Мормоны также верят, что то, что вы делаете, имеет значение

Ох уж эти мормоны! Когда Иисус сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди», они восприняли Его всерьёз. Мы верим, что Бог дает нам свободу самим делать выбор вместе с руководством о том, как этой свободой пользоваться. Моисей спустился с горы с заповедями на скрижалях, а не с ящиком для предложений. Мы верим, что если вы соблюдаете заповеди Бога, то жизнь на земле будет счастливее, и ваше положение после этой жизни будет намного лучше. Мормоны верят, что мы не можем делать всё, что нам захочется, и ожидать, что Бог это одобрит. Мы верим в милость Христа, но мы не считаем, что это повод пуститься во все тяжкие… Есть ограничения и границы, которые Бог установил для нас, чтобы обеспечить наше счастье и обогатить нашу жизнь, и Он как бы ожидает, что мы будем внимательны к этому.

3. Говоря о Боге, мормоны верят, что Он заботливый Небесный Отец для каждого из нас

Я не хочу порочить ничью веру. Вероятно из-за того, что я вырос не в такой среде, где придерживались традиционных представлений о Троице, они звучат для меня неубедительно. Как по мне, это все звучит довольно неопределённо. Блестяще, но все-таки нечетко. Мормоны верят, что Джозеф Смит вернул правильно представление о Боге. О том Боге, который разговаривал с Моисеем как с другом. Представление о любящем Небесном Отце, который не просто физическая Личность, но и Бог для каждого из нас. Он многое вложил в нас, как в Своих детей. Хотя слава Божья непостижима для нас, сущность Его святой Личности, по крайней мере, делает Его достижимым для нас. Иметь личные отношения с совершенным Богом, как по мне, куда более заманчиво, чем отношения с безликой вселенной, которая включает в себя довольно смутное представление о доброте. Вселенная невероятно велика. Отец может взять меня за руку.

 4. А ещё мы верим, что Бог настолько любит нас, что Он принимает активное участие в нашей жизни

Мормонов часто обвиняют в том, что они не относятся к Библии серьезно. Но когда дело касается отношений с Богом, мормоны буквально без ума от Библии. В Библии Бог принимал активное участие в жизни Своих детей. Он всегда назначал руководителя, который обращался к людям от Его имени относительно вопросов, имевших первостепенную важность для людей. В Ветхом Завете это были Пророки. В Новом Завете – Апостолы. В Библейские времена Богу всегда было что сказать, и Он всегда обеспечивал такую возможность.

После того, как Апостолы были убиты, Библия была закрыта, а Бог переехал в маленькую квартирку в мегаполисе, где Он скрылся от всех, никогда не звонил и не писал. По крайней мере, это более или менее то, что предполагает определенная часть современных христиан. Воображать, что Бог непосредственно отвечает на молитвы каждому, что на земле есть те, кого Бог назначил говорить от Своего имени, что Он заботится о своих детях и направляет их в этом мятежном мире? Это же сумасшествие какое-то. Если ты общаешься с Богом, тебя воздвигнут на пьедестал. А если Он общается с тобой, тебя упрячут в психушку.

Мормоны настолько странные, что верят в то, что Бог не изменил Свои методы работы даже в наше время, когда Его дети пользуются летательными аппаратами и дезодорантами. Пророк Амос писал, что Бог «ничего» делает, не открыв Свои тайны «Своим слугам, Пророкам». И если нигде невозможно найти Пророка, можно предположить, что Бог больше ничего не делает, но это не соответствует тому, что мы узнаем о Нем из Библии. Мормоны не принимают это. Мы верим в откровения, в современных Пророков, в Церковь, которую Он сам ведёт – не потому, что мы дали присягу на верность Ему, а потому, что мы слышим Его голос и следуем ему.

Конечно, у нас, мормонов, есть свои причуды. Наша музыка медленовата и тяжеловата для восприятия. Наши свадебные церемонии короткие, скучные и безалкогольные. Мы празднуем День Пионеров и нам трудно найти то, что мы могли бы купить в Кофе Хауз. Но наша основная странность – это наша вера в Бога, любящего каждого из нас, в веру, которая важна, и ученичество, которое требует целеустремленной жизни.

Это невменяемость Авраама, Исаака и Иакова. Исайи и Иеремии. Иисуса, Петра и Павла. И если мы и странные, то, по крайней мере, компания у нас подобралась замечательная.

Статья была написана Робом Гио и впервые опубликована на lds.net. Перевод Шепелевой Людмилы.