Я помню времена, когда я сильно хотела, чтобы определенные вещи происходили в моей жизни. Я чувствовала, что это хорошо, но когда ничего не получалось, меня это озадачивало, и я не понимала, почему если молишься с такой верой, ничего не выходит. Однако я не осознавала, что мое понимание молитвы и воли Бога отличалось от того, как Бог это понимал. Итак, в чем цель молитвы и как нам выяснить волю Бога для нас?
Пример из нашей истории
Когда мы думаем о молитве, которая меняет волю Бога, приходит на ум один случай из истории Церкви: Джозеф Смит и 116 страниц. Большинство из нас знакомы с частью этой истории, в которой фигурирует Мартин Харрис. Но это был такой же опыт для Джозефа, как и для Мартина. Джозеф спрашивал Господа три раза, может ли Мартин взять страницы рукописи, и Господь, наконец, сказал ему: «Хорошо, но…» Это была серьезная просьба. Изменила ли молитва Джозефа волю Бога? Бог удовлетворил его просьбу, хотя и сказал «нет» первые несколько раз.
Также есть примеры из Книги Мормона. Подумайте о молитвах Еноса. Он очень просил Господа, чтобы записи Нефийцев были сохранены. И пророк Нефий в Книге Геламана просил, чтобы Господь послал голод, а затем дождь, что Он и сделал. Почему Господь удовлетворил эти важные прошения? Потому что они были в соответствии с Божьей волей или потому, что у этих братьев было больше веры, чем у нас? Что такое Божья воля и как нам ее узнать?
Что такое воля Бога?
На днях я сидела на конференции кола, где мы говорили о «Божьей воле». Я подумала: «Что такое ‘воля’?» После небольшого исследования я выяснила, что «воля» – это желание или надежда. Так что давайте перефразируем наши вопросы: «Что такое Божье желание или надежда?» Я верю, что Божье желание или надежда состоит в том, чтобы мы были счастливы и вернулись к Нему, доказав свою преданность и верность, и станли лучше и сильнее (см. Моисей 1:39). Для меня это означает, что мы уже знаем Божью волю относительно себя: быть счастливыми и учиться. Старейшина Кристофферсон говорит так:
«Бог хочет, чтобы мы стали свободными людьми, способными полностью реализовать свой потенциал как в мирском плане, так и в духовном, чтобы мы были свободны от унизительных ограничений бедности и оков греха, чтобы мы могли уважать себя и наслаждаться независимостью, чтобы мы подготовились во всем к тому, чтобы присоединиться к Нему в Его Целестиальном Царстве».
Возможно, эти слова уменьшат наше разочарование от того, что мы не получаем ответ, от того, что не можем решить, наши ли это мысли или побуждение Духа, или от того, что не можем продвигаться вперед, когда чувствуем, что не знаем, чего Бог хочет для нас. На самом деле эти слова могут кардинально изменить то, как и почему мы молимся.
Почему мы молимся?
Молитва – это не список желаний. Это не место для пустословия или перечисления недостатков, даже если мы иногда так к ней относимся. Это должен быть разговор – время привести нашу волю в согласие с Божьей и задать Ему свои вопросы. Мы это знаем.
Тем не менее, многие из нас также знакомы с отрывком из 2 Нефия 4:35, где говорится: «Да, я знаю, что Бог щедро даст тому, кто просит. Да, мой Бог даст мне, если я не попрошу о том, что неправильно…»
Подождите, так мне нужно не только выяснить Божью волю, но оказывается, Он даст мне только то, из того, о чем я прошу, что, в первую очередь, Он хочет для меня? Как-то это слишком сложно. Но если мы взглянем поближе на цель молитвы, возможно, мы сможем лучше понять, почему молитва – это дар, и как она согласуется с Божьей волей. Старейшина Дж. Девн Корниш на конференции в октябре 2011 года сказал:
«Маленькие дети, молодежь и взрослые, пожалуйста, верьте, как сильно любящий Небесный Отец хочет благословить вас. Но, поскольку Он не желает посягать на нашу свободу выбора, нам следует просить Его о помощи. Обычно это делается через молитву. Молитва – один из самых драгоценных даров Бога человеку».
Президент Айринг добавил в апреле 2015 года:
«Испытать надлежащее чувство благоговения легче, когда вы стоите на коленях или склонили голову, но почувствовать свое сближение с Небесным Отцом возможно также в менее формальной и даже в безмолвной молитве, как вам часто и предстоит делать во время вашего служения во священстве. Большую часть дня вас будут окружать шум и другие люди. Бог слышит ваши безмолвные молитвы, но вам, возможно, придется научиться ’закрываться’ от того, что может вас отвлечь, поскольку необходимость установить связь с Богом может прийти не в самое спокойное время.
Президент [Джозеф Ф.] Смит предложил, что вам нужно будет молиться о том, чтобы Бог признал ваше призвание служить Ему. Он уже знает о нем в мельчайших подробностях. Он призвал вас, и если вы будете молиться Ему о своем призвании, Он откроет вам еще больше знаний.»
Согласно этим цитатам, молитва – это возможность для нас говорить с Богом, учиться доверять Ему и признавать нашу потребность в Его видении и руководстве. По большому счету это значит научиться тому, как просить Бога показать нам путь, который Он видит, а мы нет. Он всегда хочет нашего счастья и развития, поэтому, возможно, когда мы молимся, вместо того, чтобы спрашивать: «Что Ты хочешь, чтобы я сделал?», нам лучше применить собственную свободу выбора, принимая решение, а затем спросить: «Сделает ли это решение меня счастливым?» Мы можем попросить Его подтвердить евангельские принципы нашим сердцам и приложить больше усилий вне наших молитв, чтобы узнать о евангельском пути: более естественным образом приводить наши желания в согласие с Божьими.
Оглядываясь на Джозефа, Еноса и Нефия
Как все это касается наших примеров в начале? Хотя у Джозефа могло быть желание отблагодарить своего друга Мартина или представить доказательство Книги Мормона, Божьим желанием было не вознаградить или привести доказательства Его Евангелия. Его желанием было научить вере и стойкости – навыкам, которые бы в конечном итоге приблизили Джозефа и Мартина к Богу и помогли им учиться находить радость в своей верности. Бог знал, что самый быстрый способ сделать это – не передавать рукопись. Но Он также ценит свободу выбора, и поэтому дал разрешение Джозефу следовать его собственной воле. Он не изменяет Свою волю, но когда мы не хотим прислушиваться к ней, иногда Он позволяет нам учиться на опыте нашей собственной свободы выбора, что принесет нам или счастье, или страдание.
С другой стороны, относительно примеров Еноса и Нефия: оба имели одинаковое глубокое желание, как и их Небесный Отец – приблизить людей к Богу и напомнить им о Его всеведении. Они просили о том, что, как они знали, будет поощрять праведность и послушание Богу и не «просили о том, что неправильно», что будет эгоистично потакать желаниям «плотского человека».
Мы не можем изменить Божью волю, и на самом деле мы не хотим этого. Когда мы учимся думать о большей картине, которая есть в замыслах нашего Отца на Небесах, и начинаем осознавать то, что Он знает о том, что приведет к нашему росту, счастью и возвышению, наши желания начинают медленно меняться, чтобы соответствовать Его желаниям, и то, о чем мы молимся, тоже изменится. Это означает, что мы можем обнаружить, что ответы на наши молитвы чаще приходят так, как мы себе представляли, поскольку мы не просим о том, что неправильно.
«Молитва – это божественный дар нашего Отца Небесного каждой душе. Только задумайтесь: Всевышнее Существо, всеведущее, всевидящее и всемогущее, предлагает нам с вами, таким ничтожным и слабосильным, общаться с Ним как со своим Отцом. На самом деле именно потому что Он знает, как отчаянно мы нуждаемся в Его руководстве, Он говорит нам: «Я повелеваю тебе молиться вслух, а также и в сердце твоем; да, как перед миром, так и втайне, как при народе, так и наедине с собой.» – Ричард Г. Скотт
Эта статья была написана Jannalee Sandau и опубликована на ldsliving.com под названием «Can Our Prayers Change God’s Will»
Русский © 2017 LDS Living, A Division of Deseret Book Company | Englsih © 2017 LDS Living, A Division of Deseret Book Company.