Никейский собор и Никейский символ веры оказали влияние на упорядочение Ортодоксальных Христианских течений, которые мы видим в наши дни. Но какое это имеет отношение к Церкви Иисуса Христа Святых последних дней? Во-первых, нам нужно четко уяснить, что происходило на Никейском соборе и разобраться в том, что сделало это событие неотъемлемой частью прошлого и современного Христианства.
Что происходило на Никейском соборе?
Собор был созван Императором Константином Великим в 325 году. Синод, или совет епископов, собрался на первый Вселенский собор, чтобы обсудить некоторые пункты и прояснить спорные вопросы о том, что, по их мнению, было истинным учением. Самые большие дискуссии развернулись вокруг природы Иисуса Христа и Бога Отца.
Один человек, по имени Арий, учил своих последователей, что Христос был просто Творением, созданным Богом Отцом из ничего. Его доводы дошли до того, что все было сотворено через Сына, и что он не существовал, пока Бог Отец не сотворил Его.
Вдобавок, Арий верил, что Сын имел свободу выбирать добро или зло, и что божественность Бога Отца была намного больше, чем божественность Сына. Собор посчитал, что Арий неправильно истолковал Писания и хотел четко заявить, что то, чему он учил, было ложным учением. Святой Александр Александрийский отстаивал то, что Сын Бога имеет божественность, равную Отцу, и что он настолько же вечен, как и Отец, иначе он не мог бы быть Сыном.
Большая часть споров была сосредоточена на определении значения слов «родившийся», «созданный» и «рожденный». Арий верил, что они все по сути одно и то же, но другие, которые следовали учениям Александра, верили, что их значения разные. Итог Собора аннулировал доводы Ария и, в конце концов, пришел к заключению, что Сын Бога такой же вечный и такой же реальный как и Отец.
Другая тема, которую они хотели обсудить – когда праздновать Пасху. На Соборе был принят Символ веры, чтобы утвердить принятое решение и ввести в практику другие учения, которые Христианская церковь в то время желала сохранить как канон. Таким образом, итоговое утверждение Первого Собора Никеи было следующим:
Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого.
И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рождённого от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого [а именно Сына] всё произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых.
И в Святого Духа.
Для членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней это может показаться немного знакомым.
Сравним Никейский символ веры с Символами веры Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
Если сравнить Никейский символ веры и Символы веры, можно увидеть некоторое сходство. Символы веры были написаны и составлены Пророком Джозефом Смитом. Для членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней является обычным делом заучивать Символы веры наизусть. Давайте возьмем из Никейского символа веры часть текста и сравним его с первым Символом веры:
Никейский символ веры:
«Веруем в единого Бога Отца, Вседержителя… И в единого Господа Иисуса Христа… и в Духа Святого».
Первый Символ веры:
«Мы верим в Бога, Отца Вечного, и в Сына Его, Иисуса Христа, и в Духа Святого». В этом случае мы видим очень незначительное отличие двух формулировок. А теперь сравним то, что говорится в Никейском символе веры с третьим Символом веры:
Никейский символ веры:
«Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых …»
Третий Символ веры:
«Мы верим, что через Искупление Христа всё человечество может быть спасено посредством повиновения законам и таинствам Евангелия».
Между последними двумя формулировками наблюдается больше расхождений, но я думаю, что они обе разъясняют друг друга. Мормоны также соглашаются с Никейским символом веры в том, что Иисус, Сын Божий, сошел и был рожден как человек на земле, и что Он страдал на кресте, и что Он воскрес и был вознесен на небеса.
Члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней также знают, что Иисус – Единорожденный от Отца, и что они оба являются творцами. Единственное дополнение, которое есть в третьем Символе веры касается Искупления, через которое Христос прошел до Своей смерти на кресте.
Мифы о Никейском символе веры
Распространенным мифом является то, что именно на этом конкретном совете было принято решение относительно Троицы, верования о том, что Бог Отец, Господь Иисус Христос и Святой Дух – это один Бог в трех лицах. Несмотря на то, что идея обсуждалась некоторыми богословами в конце 100-х и начале 200-х годов, тем не менее, Троица не обсуждалась как доктрина для православных христиан до 362 года.
Члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней не верят в учение о Троице, но верят, что ее члены являются Божеством, и что Бог Отец, Иисус Христос и Святой Дух – три отдельные личности. А также, что Бог Отец и Иисус Христос имеют тело из плоти и костей, согласно Первому Видению Джозефа Смита.
Никейский Собор имел огромное значение в установлении стандарта для христианских верований. Я лично благодарен за людей, живших в то время, которые были готовы убедиться, что нет никаких сомнений относительно природы Бога Отца и Иисуса Христа.
Эта статья была написана на английском языке Мелиссой Мьюз и опубликована на сайте mormonhub.com. Перевод Тамары Мартыненко.