Члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней верят, что люди могут расти и развиваться духовно, пока они, по милости и благодати Христа, не смогут наследовать все и обладать всем, что есть у Отца, – они могут стать богами. Этому учат откровения, которые были даны современным пророкам (см. УЗ 76:58, 132:19-20), а также проповеди Джозефа Смита. В двустишии, написанном пятым Президентом Церкви СПД Лорензо Сноу, говорится:

Как человек сейчас, таким был раньше Бог.

Как Бог сейчас – тем станет человек.

Это учение обычно называется обожением, а смысл, который вкладывают СПД в это учение, часто искажают и неверно истолковывают. Святые последних дней не верят, что люди когда-либо будут независимы от Бога, или что они когда-либо перестанут подчиняться Богу. Они верят, что стать подобными Богу – означает победить мир через искупление Иисуса Христа            (см. 1 Иоанна 5:4-5, Откровение 2:7, 11). Таким образом, верующие становятся наследниками Бога и сонаследниками с Христом и наследуют все, как и Христос наследует все (см. Римлянам 8:17, Галатам 4:7, 1 Коринфянам 3:21-23, Откровение 21:7). Они принимаются в «Церковь Первенца», то есть они наследуют, как если бы они были первенцами (см. Евреям 12:23). Нет никаких ограничений в этих заявлениях из Священных Писаний; те, кто станут подобными Богу, наследуют все. В этом прославленном состоянии они будут похожи на нашего Спасителя; они получат Его славу и будут едины Ним и с Отцом (см. 1 Иоанна 3:2; 1 Коринфянам 15:49; 2 Коринфянам 3:18, Иоанна 17: 21-23; Филиппийцам 3:21).

ДРЕВНЕЕ УЧЕНИЕ

Учение об обожении человека не является эксклюзивным учением восстановленной Церкви Иисуса Христа. Напротив, его можно найти в раннехристианской истории. Во втором веке Ириней, епископ Лионский (ок. 130-200 н.э.), самый важный христианский богослов своего времени, сказал то же самое, что и Лорензо Сноу:

Если Слово стало человеком, то это для того, чтобы люди могли стать богами.

Далее Ириней спросил:

А мы обвиняем Его за то, что не вначале сотворены мы богами, но сперва людьми, а потом уже богами? Хотя Бог по чистой благости Своей сделал это для того, чтобы кто не почел Его завистливым или скупым, «Я сказал, – говорит Он – вы все боги и сыны Вышнего»… Надлежало, чтобы прежде явилась природа, а потом смертное было побеждено и поглощено бессмертием, и тленное—нетлением.

Примерно в то же время Климент Александрийский (ок. 150-215 н.э.) писал: «Да, я говорю, Слово Божье стало человеком, чтобы вы могли научиться у человека, как стать богом». Климент также сказал, что «если кто знает себя, он познает Бога, и, познав Бога, станет как Бог… Его красота – истинная красота, ибо это Бог, и этот человек становится богом, так как Бог хочет этого. Итак, Гераклит был прав, когда сказал: ‘Люди – это боги, а боги – это люди’».

Еще во втором веке Иустин Мученик (ок. 100-165 н.э.) настаивал на том, что вначале люди «были созданы как Бог, свободные от страданий и смерти», и что они, таким образом, «считаются достойными стать богами и иметь власть стать сыновьями Всевышнего». Афанасий, епископ Александрийский (ок. 296-373 н.э.), также заявил о своей вере в обожение словами, очень похожими на слова Лорензо Сноу: «Слово сделалось плотью, чтобы нам быть предоставлена возможность стать богами… Подобно тому, как Господь, облачившись в плоть, стал человеком, так и мы, люди, обожились через Его плоть и впредь наследуем вечную жизнь». В другой раз Афанасий заметил: «Он вочеловечился, чтобы мы обожились». Наконец, Августин Блаженный из Гиппона (354-430 н.э.), величайший из раннехристианских Отцов Церкви, сказал: «Но сам Он, Кто оправдывает, также обожествляет, потому оправданием Он творит сынов Божьих. ‘Ибо Он дал им власть быть чадами Божиими’ (Иоанна 1:12). Если тогда мы были сотворены чадами бога, мы также были сотворены богами».

Все пять из вышеупомянутых авторов были не просто ортодоксальными христианами, но и со временем их стали почитать как святых. Трое из пяти писали на протяжении ста лет, когда еще были живы апостолы, и все пятеро верили в учение об обожении. Это учение было частью исторического христианства до относительно недавнего времени, и оно все еще является важным учением в некоторых восточных ортодоксальных церквях. Один автор утверждает, что фундаментальный принцип ортодоксии в раннехристианский период признавал «историю вселенной как историю обожения и спасения». Вследствие этого раннехристианские Отцы Церкви пришли к выводу, что «из-за того, что Дух – это истинно Бог, мы поистине обожены присутствием Духа».

Вестминстерский словарь христианской теологии содержит следующую информацию в статье под названием «Обожение»:

«Обожение (на греческом theosis) для православия является целью каждого христианина. Человек, согласно Библии, «сотворен по образу и подобию Бога»… Человек может стать подобным Богу, стать обоженным, стать богом по благодати. Это учение основано на многих отрывках как Ветхого, так и Нового Заветов (например, Псалом 82 (81):6; 2 Петра 1:4), и это, по сути, учение как Святого Павла, хотя он, как правило, использует термин усыновление (ср. Рим. 8:9-17, Гал 4.5-7), так и Четвертого Евангелия (ср. 17:21-23).

Слова из 2 послания Петра Святой Ириней перенимает для своей знаменитой фразы: «Если Слово сделалось человеком, то это для того, чтобы люди могли стать богами» (Против ересей, кн.5) и она становится эталоном в греческой теологии. В четвертом веке святой Афанасий повторяет Иринея почти дословно, а в пятом веке святой Кирилл Александрийский говорит, что мы станем сыновьями «через сопричастность» (по-гречески methexis). Обожение является центральной идеей духовного начала святого Максима Исповедника, для которого это учение является следствием Воплощения: «Обожение, вкратце, является исполнением и осуществлением всех времен и веков»… и святой Симеон Новый Богослов в конце десятого века, пишет: «Тот, Кто по Своей природе является Богом, общается с теми, кого Он сделал богами по благодати, как друг беседует со своими друзьями, лицом к лицу»…

Наконец, следует отметить, что обожение не означает, что происходит слияние с Богом, поскольку обоженное существо остается самим собой, отдельной личностью. Это целое человеческое существо, тело и душа, которые преображены в Духе в подобие божественной природы, а обожение является целью каждого христианина».

Словом, независимо от того, принимаете ли вы или отвергаете учение об обожении человека, оно было на протяжении веков частью христианской ортодоксии. Джозеф Смит, безусловно, не придумал это. Напротив, Святые последних дней верят, что это вечная истина, восстановленная через современных пророков.

СОВРЕМЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

В представлении СПД, те, кто достойны, получат в полном объеме божественное наследие только через искупление Христа и только после того, как получат славное воскресение. Ближе всего к пониманию этого учения Святыми последних дней оказались взгляды, высказанные К.С. Льюисом, чье истинное христианство практически не вызывает сомнений: «Серьезное дело – жить в обществе вероятных богов и богинь, помнить, что самая скучная и неинтересная личность, с которой ты разговаривал, может однажды стать существом, которое, если бы ты увидел его сейчас, вызвало бы сильное искушение поклоняться ему».

В более полном изложении этого учения об обожении Льюис объяснял:

«Заповедь Будьте совершенны – это не просто идеалистически высокопарный призыв. Это и не приказ сделать невозможное. Дело в том, что Он собирается преобразовать нас в такие существа, которым по силам этот приказ. Он сказал (в Библии), что мы – «боги», и докажет правоту Своих слов. Если только мы Ему позволим – мы можем помешать Ему, если захотим, – Он превратит самого слабого, самого недостойного из нас в бога или богиню, в ослепительное, светоносное, бессмертное существо, пульсирующее такой энергией, такой радостью, мудростью и любовью, какие мы сейчас не можем вообразить. Он превратит нас в чистое, искрящееся зеркало, способное отразить в совершенном виде (хотя, конечно, в меньшем масштабе) Его безграничную силу, радость и доброту. Это долгий, а то и болезненный процесс. Но именно в том, чтобы пройти его, – наше назначение. Рассчитывать на меньшее нам не приходится. То, что Господь сказал, Он говорил всерьез.»

Бог и Христос являются объектами поклонения СПД. Несмотря на то, что мормоны верят в полное обожение человека, ничто в литературе СПД не говорит о поклонении кому-то другому, кроме Отца и Сына. Святые последних дней верят в «единого Бога» в том смысле, что они любят и служат единому Божеству, каждый член которого обладает всеми характерными чертами Божества.

Поскольку в Священных Писаниях говорится о том, что те, кто получат вечную жизнь, будут выглядеть как Бог, получат наследие Бога, получат славу Бога, будут едиными с Богом, воссядут на престоле Бога и будут применять силу и власть Бога, то, безусловно, не будет ничего нехристианского в том, чтобы вместе с К. С. Льюисом и другими сделать вывод о том, что такие существа, как эти, могут быть названы богами, при условии, мы помним, что использование термина «боги» никоим образом не уменьшает и не ограничивает верховную власть Бога, нашего Отца. Именно так ранние христиане использовали этот термин; именно так использовал его К. С. Льюис; и именно так Святые последних дней используют этот термин и понимают это учение.

Эта статья была написана на английском языке Даниэлом С. Питерсеном и опубликована на сайте ldsmag.com. Перевод Тамары Мартыненко.