Я всегда считал, что искусство гипноза вызывает интерес, но, как и большинство из вас, я плохо разбираюсь в том, что это такое на самом деле, как это делается или как это: быть под гипнозом. Я также задавался вопросом, занимала ли Церковь Иисуса Христа Святых последних дней официальную позицию относительно этой таинственной практики. После того, как я провел небольшое исследование, это один из вопросов, на которые я могу ответить.
Вот что говорится в своде инструкций
Книга 2: Руководство в Церкви говорит об этом просто и ясно:
Члены Церкви не должны заниматься гипнозом в экспериментальных или развлекательных целях.
Но это не все. В этом справочнике также говорится:
Использование гипноза под наблюдением компетентных профессионалов-медработников для лечения болезней или расстройств психики – вопрос из сферы медицины, и решение принимается компетентными специалистами в области медицины.
Пара подходящих цитат
Официальные заявления Церкви (например, свод инструкций) имеют наибольший вес в этой дискуссии. Но, когда я исследовал эту тему, я нашел несколько цитат от видных членов Церкви и ее руководителей.
Бригам Янг кратко и точно выразил свои чувства по этому поводу, сказав:
Гипнотизм – это перевернутая истина; он возник на основе святых, добрых и праведных принципов, которые были перевернуты силой дьявола.
(Journal of Discourses, 3:156-57)
Самая недавняя (и вполне убедительная) цитата, которую я смог найти, принадлежит Джо Дж. Кристенсену, который в 1979 году еще не был представителем высшей власти Церкви, когда он это сказал (в 1979 году он стал президентом Центра подготовки миссионеров в Прово, Юта). Цитата, о которой идет речь, предположительно появилась в выпуске журнала New Era, но по какой-то причине я не могу полностью найти этот выпуск в онлайн-архивах. Поэтому мой единственный источник здесь – это форум вопросов и ответов Университета Бригама Янга.
Также обратите внимание, что внутри цитаты Кристенсена есть еще одна ценная цитата от руководителей Церкви:
‘В вечерней программе гипнотизер вызывал добровольцев из аудитории. Как я должен реагировать на такие приглашения, как член Церкви?’
Мне несколько раз задавали подобные вопросы ученики средней школы и колледжа. Мои личные чувства и реакция отрицательны. Мне не очень нравится идея быть загипнотизированным для развлекательных целей, и, честно говоря, мне действительно хотелось бы убедиться в необходимости гипноза даже в тех немногих случаях, в которых он может иметь какую-то ценность с медицинской точки зрения. Я очень серьезно воспринимаю великую важность свободы воли и свободы выбора, а также необходимости, насколько это возможно, того, чтобы человек всегда осознанно контролировал свои мысли и действия. В нашем сознательном и подсознательном разуме заложена необыкновенная сила. Мы очень мало знаем о способностях человеческого мозга. Я не думаю, что разумно использовать то малое, что мы знаем о силе внушения и гипнозе, для развлекательных целей. Гипноз является мощной силой и, на мой взгляд, должен использоваться только самыми опытными и самыми нравственными профессионалами по очень важным причинам, таким как осуществление хирургической операции и других медицинских и стоматологических процедур без боли в тех немногих случаях, когда у пациента возникает аллергия на обычные анестетики.
Гипноз имеет очень древнее происхождение и в течение многих веков применялся в колдовстве, магии и медицине племен. Доктор Франц Месмер в Вене начал первое научное исследование того, как гипноз можно использовать для лечения пациентов в медицинской практике еще в 1700-х годах. Возможно, вы слышали слово месмеризм, которое произошло от его фамилии; и хотя многие из теорий «животного магнетизма» доктора Месмера были позже опровергнуты, некоторые врачи и прочие лица продолжали интересоваться связанными с ним явлениями.
Я подумал, что интересно узнать, что д-р Джеймс Брейд в середине 1800-х годов придумал слово гипноз и провел с ним множество научных экспериментов. На протяжении многих лет продолжал расти интерес к его медицинскому применению, а в 1950-х годах Американские и Британские Медицинские Ассоциации одобрили медицинское использование гипноза и предложили, чтобы люди, не имеющие достаточной квалификации, избегали его использования.
Вам может быть интересен совет, опубликованный руководителями Церкви в статье в Priesthood Bulletin не так давно:
«Были получены отчеты о неблагоприятгых результатах для людей, участвовавших в групповых гипнотических экспериментах или в популярных курсах изучения сознания. Сообщалось, что некоторые церковные руководители организовывали демонстрации гипноза как средства развлечения. Руководители должны рекомендовать членам Церкви не участвовать в таких мероприятиях. Разумеется, они не должны спонсироваться или поощряться руководителями Церкви, как уже сообщалось».
Я считаю, что это разумный совет, и мы поступили бы мудро, последовав ему.
(Joe J. Christensen, “Q&A: Question and Answers”, New Era, July 1979, 14)
Заключение
Ну, вот и все. Церковь не так уж много говорила о гипнозе, но, несомненно, достаточно. Гипноз в медицинских целях и выполненный медицинскими специалистами – это то, с чем нужно определиться вам с вашим доктором и Богом. Гипноз для развлекательных целей – ни в коем случае.
Эта статья была написана на английском языке Дэвидом Снеллом и опубликована на сайте mormonhub.com. Перевод Тамары Мартыненко.