Один ехидный 20-летний парень, который был преданным членом моей церкви, когда-то жил в квартире, которую мы обычно сдавали в аренду в нашем подвале. Он имел странную привычку устраивать розыгрыши, а у меня не было чувства юмора. Время он выбирал замечательное; он всегда заставал меня в самый неподходящий момент. Говорила ли я, что он вел себя не по-взрослому? Я возненавидела его “талант”. Один раз он очень сильно меня достал, он разозлил меня и испортил мой день, и я помню, как я вопила: “я никогда тебя за это не прощу!” На что он ответил: “Да ну, простишь, тебе придется, если хочешь попасть на небеса!” Я кипела от злости весь остаток дня. Не потому что он достал меня снова, и достал меня сильно, но из-за того, что в его словах была доля правды. Прощение не оправдывает обвиняемого – оно очищает жертву. Нам нужно быть чистыми, если мы хотим жить в присутствии Бога. Нам нужно прощать. Мне было над чем поработать.
На прошлой неделе я проанализировала мюзикл “Скрудж”, основанный на Рождественской песне Чарльза Диккенса, через призму учений церкви. Я задала вопрос: “Могут ли люди на самом деле меняться?” Ответ был громкое да, если они позволят Спасителю провести их через изменения. Нам всем встречались ‘скруджи’, которые делали нам больно. Были ли они просто шутниками, которые нас раздражали, или кем-то, кто имел более пагубное воздействие на нашу жизнь – ушедший супруг, жестокий босс, обижающий или пренебрегающий родственник – вопрос прощения ложится на нас так же тяжело, как злодеяния их действий отягощают их. Как мы можем быть действительно чистыми, если мы пренебрегаем прощением? И как мы можем простить, если нам так больно? Давайте сделаем глубокий вдох и пройдем через процесс прощения вместе.
Такое действие как прощение часто не понимается, возможно, потому что, когда нам нужно простить кого-то, мы все еще чувствуем раздражение и боль из-за их поступка по отношению к нам. Мы не можем начать прощать, когда наш разум отягощен мрачными, выбивающими из колеи чувствами гнева и боли. Сделайте шаг назад и вспомните, что такое прощение, и чем оно не является.
Прощать других не означает одобрять их грех или проступок. Простить кого-то означает, что с помощью нашего Небесного Отца мы можем очистить свои сердца от гнева или ненависти по отношению к обидчику, перестать зацикливаться на обиде и почувствовать покой. Этот процесс не всегда проходит легко или быстро, но Небесный Отец поможет нам, если мы стараемся простить. (Подготовка к возвышению: Руководство для учителя (1998), 197–202)
Когда кто-то делает мне очень больно, я часто возвращаюсь к этому определению. Очень полезно помнить, что прощение не освобождает обидчиков от ответственности. Они предстанут пред лицом Господа в назначенное Им время. Прощение – для меня. Для меня опасно зацикливаться на агрессоре во время моего собственного процесса прощения. Я использовала слово опасно, потому что яды гнева и боли уничтожают мою душу, а моя душа – это то, что нуждается в исцелении в первую очередь. Мне нужно отделить преступление притеснителя от моего собственного преступления сосредоточенности на гневе, затем позволить Господу идти со мной, поскольку Он так охотно предлагает это сделать. Это первый шаг. Христос сам говорил, что будет идти с нами, когда сказал: “Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; Ибо иго Моё благо и бремя Моё легко”. (Матфей 11: 28-30).
“Когда мы обременяем себя гневом, ненавистью и местью, мы лишаемся благословения руководства Святого Духа. Мы приглашаем дух искусителя в нашу жизнь и таким образом ограничиваем наше собственное развитие в направлении возвышения, когда не прощаем. Мы приглашаем Святой Дух в нашу жизнь, когда следуем примеру Иисуса Христа и по-настоящему прощаем”. (Подготовка к возвышению: Руководство для учителя (1998), 197–202)
Как Святая последних дней, я признаю, что Святой Дух – это тихое чувство покоя и ясности ума и сердца, которое приходит ко мне, когда я слышу то, что правильно, и когда делаю и говорю то, что хорошо. Некоторые называют это совестью, но мы признаем божественный источник этого чувства. Можно научиться чувствовать Дух, но это требует времени и усилий. Как сказано в цитате выше, это может быть сделано путем следования примеру Иисуса Христа. Старейшина Ричард Г. Скотт из Кворума Двенадцати Апостолов сказал, “Прощение… позволяет любви Бога очистить ваше сердце и разум от яда ненависти. Оно очищает ваше сознание от желания отомстить. Оно освобождает место для очищающей, исцеляющей, восстанавливающей любви Господа” (из выступления на Генеральной конференции, апрель 1992).
Хотя каждый из нас проходит через свою собственную Гефсиманию, мы можем учиться на примерах того, что другим пришлось перенсти. Епископ Х. Бурк Петерсон, будучи Первым Советником в Председательствующем Епископстве Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, рассказал следующую историю в своем выступлении на конференции.
“В течение Второй Мировой войны было много ужасных примеров бесчеловечного отношения к людям. После того, как война закончилась, и концлагеря открылись, у слабых и изможденных выживших было много ненависти. В одном лагере наблюдатели обратили внимание на уроженца Польши, который казался таким крепким и спокойным, и они подумали, что он только недавно был заключен в лагерь. Они были удивлены, узнав, что он пробыл там больше шести лет! Потом они подумали, должно быть, он не страдал из-за страшной жестокости по отношению к членам его семьи, как большинство из заключенных. Но расспрашивая его, они узнали, как солдаты вошли в его город, поставили его жену, двух дочерей и трех маленьких сыновей к стенке и открыли огонь из пулемета. Хотя он умолял, чтобы ему дали умереть вместе с ними, его оставили в живых из-за его знания языка и способности переводить.
“Этот польский отец сказал: ‘мне пришлось решить прямо тогда… позволить ли себе ненавидеть солдат, которые сделали это. Это было легкое решение, правда. Я был адвокатом. В своей практике я видел,… что ненависть делала с людскими умами и телами. Ненависть убила шесть человек, которые так много значили для меня. Затем я решил, что проведу остаток своей жизни – будет ли это несколько дней или же много лет – любя каждого, с кем буду сталкиваться’ (George G. Ritchie with Elizabeth Sherrill, Return from Tomorrow [Waco, Texas: Chosen Books, 1978], p. 116) ” (из выступления на Генеральной конференции, октябрь 1983)
Нужно быть очень сильным человеком, чтобы увидев последствия ненависти, решить больше никогда не быть ее источником. Реальная история Луиса Замперини, Олимпийского атлета, который вступил в вооруженные силы во время Второй Мировой войны только для того, чтобы быть захваченным в плен Японским морским флотом после крушения самолета в Тихом океане, – история преодоления ненависти. Его истинное перерождение произошло через годы после его заточения, когда он пришел к пониманию роли Христа в его жизни. Это стало переломным моментом, когда он смог простить.
Старейшина Гордон Б. Хинкли, будучи членом Кворума Двенадцати Апостолов, сказал: “Хранение старых обид не приносит покоя. Размышление о боли старых ран не приносит покоя. Покой есть только в покаянии и прощении. Это сладостный покой Христа, который сказал, ‘Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими’ (Матфей 5:9)”.
Зачем продолжать нести на себе бремя ненависти? Почему бы не дать отдохнуть вашим утомленным рукам и не попробовать другой путь? Вы заслуживаете живительного утешения и покоя, который изольется на вас, когда вы отпустите тяжесть гнева и позволите прощению поднять вас вверх и привести вас домой.
Эта статья была написана на английском языке Нанетт О’Нил и опубликована на сайте ldsblogs.com. Перевод Тамары Мартыненко.