У каждого из нас есть свои «любимые грехи», от которых по какой-то причине мы не можем избавиться. Итак, когда мы теряем надежду и чувствуем, что измениться невозможно, как нам победить слабости, которые тянут нас назад?
Когда я служил в качестве миссионера в Южной Каролине, один из членов Церкви поделился секретом, который он узнал после 14 лет служения епископом: «Мы все сужаем наши грехи до тех немногих, от которых мы получаем удовольствие». Это меня обеспокоило. Действительно ли верующие Святые последних дней получают удовольствие от определенных грехов, и они сознательно повторяют их, невзирая на их последствия? Я думал, что «нечестие никогда не было счастьем» (Алма 41:10).
Тем не менее, я провел большую часть своей жизни, повторяя одни и те же грехи снова и снова. Давайте начистоту – разве не все мы так делаем? И Библия, и Книга Мормона провозглашают, что «все согрешили» (Римлянам 3:23) и «все мы, как овцы, заблудились» (Мосия 14:6). И хотя не все мы совершаем каждый грех, у любого из нас есть свои «любимые грехи», от которых по какой-то причине мы не можем избавиться.
Почему? Такое поведение бессмысленно и духовно опасно. Оно также может заставить нас думать, что значимые изменения невозможны. Так как же положить этому конец?
ПОЧЕМУ МЫ НЕ МОЖЕМ ПЕРЕСТАТЬ ПОВТОРЯТЬ ОДНИ И ТЕ ЖЕ ГРЕХИ?
Начнем с понимания того, почему мы грешим. Во-первых, нам нужно понять, что мы не просто «делаем ошибки» – распространенный эвфемизм СПД – и грехи не случайны. Время от времени каждый из нас сознательно действует против воли Бога. Мы грешим, потому что хотим. Может быть, сначала нам было любопытно, как что-то ощущается или каково оно на вкус. Может быть, краткосрочное удовольствие казалось привлекательным, давление со стороны сверстников – высоким, а негативных последствий, казалось, не будет. Мы знали, что поступок был неправильным, но все же решили его совершить.
Как ни странно, такой выбор снижает нашу способность сделать другой выбор в следующий раз. Как заметил Нефий, когда мы повторяем одни и те же грехи, эти незаметные льняные нити становятся «крепкими веревками навеки» (2 Нефий 26:22). Старейшина Джеймс Э. Талмейдж пояснил эту глубокую мысль: «Покаяние не всегда возможно. Когда время покаяния откладывается, способность покаяться ослабевает; когда мы пренебрегаем этой священной возможностью, мы постепенно утрачиваем способность действовать». Итак, если сначала мы грешим, потому что хотим, в конечном итоге мы повторяем те же грехи, потому что буквально не можем ничего с собой поделать.
Эта неспособность измениться – результат ожесточенного сердца. Мы не хотим, чтобы Дух заставлял нас чувствовать себя неудобно, поэтому перестаем прислушиваться к Нему. И, в конце концов, на нашу беду, он удаляется.
КОГДА ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ ГРЕХ ОЖЕСТОЧАЕТ НАШИ СЕРДЦА, СИЛЫ ВОЛИ НЕДОСТАТОЧНО.
Когда 135 000 человек войска мадианитян превосходили количеством 32 000 человек войска Гедеона, Господь сказал, что армия Гедеона слишком велика (см. Судей 7:1–3). «Народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: моя рука спасла меня» (ст. 2). Итак, Господь дважды приказал Гедеону сократить армию, пока количество воинов не дошло до 300. В конце концов, учитывая, что израильская армия составляла менее одного процента от ее первоначального размера, на каждые 400 мадианитян оставался только один израильтянин.
Бог заверил, что с таким резко уменьшенным войском Гедеон и его люди будут полагаться на Него, а не на свою «мышцу плотскую» (2 Пар. 32:8). Гедеон и его люди не сами себя спасли, и они знали это; их спас Бог.
Почему Бог был так заинтересован в том, чтобы люди Гедеона признали Его своим единственным действенным источником силы? По той же причине, по которой Он хочет этого от нас: Бог не нуждается в нашем восхвалении, но Он хочет, чтобы мы признали ради себя самих, что мы не можем духовно выжить без Его помощи. Как сказал Президент Генри Б. Айринг, мы «нуждаемся в силе, большей, чем наша собственная, чтобы соблюдать данные нам заповеди при любых обстоятельствах, какие бы ни преподносила нам жизнь». Потому что, как бы мы ни старались, нашей собственной дисциплины никогда не будет достаточно.
К сожалению, мы так много говорим о силе воли и послушании, как будто «усерднее стараться» это ключ к личной праведности. Это не так. Подобно Аммону, нам нужно признать, что мы «ничто», потому что «что касается силы [нашей] – [мы] слабы» (Алма 26:12). И это нормально! Даже Христос делал Свою работу не один. Иногда Он удалялся от толпы, чтобы помолиться Своему Отцу. А когда Он молился в Гефсимании, ангел пришел укреплять Его (см. от Луки 22:43). Даже нашему безгрешному Спасителю нужна была сила, превосходящая Его собственную, и власть от нашего Небесного Отца.
Возможно, одной лишь силы воли будет достаточно, когда дело доходит до соблюдения большинства заповедей. Но когда мы сталкиваемся с теми грехами, от которых мы постоянно «получаем удовольствие», личной дисциплины недостаточно. Если бы вы могли самостоятельно преодолеть свои привычные повторяющиеся грехи, вы бы уже сделали это. Вы этого не сделали и вам бы это не удалось просто потому, что вы не в состоянии это сделать. Когда мы одни, мы слишком слабы.
БОГ МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬ НАШИ НАИБОЛЕЕ СЕРЬЕЗНЫЕ СЛАБОСТИ В НАШИ САМЫЕ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ.
Когда-то я думал, что великие перемены сердца случались только с древними пророками. Тем не менее, Старейшина Беднар объяснил: «Дать возможность Святому Духу так изменить наши сердца, чтобы ‘у нас не было больше намерения творить зло, но [было] постоянно делать добро’ (Мосия 5:2), как это произошло с народом царя Вениамина, – вот ответственность, которую мы приняли через завет». Каждый из нас вступил в завет, чтобы испытать эту перемену по меньшей мере один раз. И когда благодаря этой перемене мы больше не желаем выбирать зло, наши слабости не просто уменьшатся. Они навсегда станут мощными инструментами.
С Божьей благодатью конкретные слабости могут стать их диаметрально противоположными сильными сторонами. Фактически, многие – если не все – из величайших упоминаемых в Священных Писаниях духовных сил когда-то были слабостями.
В Ветхом Завете основу христианства составляют слова двух пророков: Исаии и Моисея. Спаситель провозгласил: «Велики слова Исаии» (3 Нефий 23:1), и Он цитировал Исаию больше, чем любого другого пророка. Из уст Моисея вышел Закон Моисеев, включающий в себя Десять Заповедей. Как ни странно, оба они раньше стыдились своей речевой слабости (Исход 6:30; Исход 4:10; Исайя 6:5). Речь была также смиряющей слабостью для Еноха. Однако, если судить по эффекту его слов, пророческой способности Еноха вдохновлять не было равных (см. Моисей 7:69).
Подобно тому, как Исаия, Моисей и Енох испытывали трудности с речью, пророк Мороний был смирен «неловкостью [своих] рук» и «слабостью» в письме (Ефер 12:24,25). Несмотря на эту слабость, Господь избрал Морония для редактирования многих глав и титульного листа «наиболее правильной из всех книг на земле». А введение к Книге Мормона содержит только один отрывок из Священных Писаний: Мороний 10:3-5 – наиболее цитируемые миссионерами стихи и обещание, с помощью которого мы определяем истинность Книги Мормона и восстановленного Евангелия.
Этот список можно продолжить. Апостол Павел, Алма-младший и сыновья Мосии были сильными миссионерами, которые начинали со слабой веры. Даже брат Иареда обрел силу веры, будучи сначала смирен своей слабостью. Независимо от кажущейся простоты или серьезности повторяющихся грехов, с которыми мы боремся, все мы можем превратить наши слабости в диаметрально противоположные им сильные стороны.
ГОСПОДЬ ДАРУЕТ ВЕЛИКУЮ ПЕРЕМЕНУ СЕРДЦА ЧЕРЕЗ СМИРЕНИЕ И ВЕРУ.
Мороний писал: «И если люди придут ко Мне, Я покажу им их слабость. Я даю людям слабость, чтобы они были смиренными; и Моей благодати довольно для всех людей, которые смиряют себя передо Мной; ибо если они смирятся передо Мной и уверуют в Меня, тогда Я сделаю так, что слабое станет для них сильным» (Ефер 12:27). Таким образом, Священные Писания раскрывают следующие два предварительных условия для великой перемены сердца: сильное смирение и твердая вера во Христа.
Сильное смирение
Хотя мы не можем исправить наши собственные поврежденные сердца, Господь может «взять сердце каменное» и заменить его «сердцем плотяным» (Иезекииль 36:26). И, как любой товар с гарантией производителя, ожесточенные сердца должны разбиться, прежде чем их можно будет заменить. Божественный «возврат наших сердец Производителю» требует безутешного и предельного смирения. Подобно воинам Гедеона, мы должны понимать, что нашей силы недостаточно и что мы должны полностью полагаться на вдохновляющую благодать нашего Спасителя, чтобы преодолеть повторяющийся грех.
Этой глубины подчинения и смирения добиться легче, когда мы понимаем, что Господь лучше нас знает, как мы можем достичь наивысшего счастья и умиротворения. Человеческая природа одержима предсказанием будущего. Мы все хотим знать, куда приведут разные пути, чтобы принимать обоснованные решения, но мы не имеем никакого представления об этом. Тем не менее, поскольку прошлое, настоящее и будущее всегда перед Господом, Он знает, а это означает, что следование указаниям бесконечно любящего и всезнающего Отца имеет смысл.
Сильного смирения также легче достичь, если мы признаём, что Христос разделяет наши бремена. Нам не нужно страдать в одиночку. Когда мы подчиняемся Господу, Он может облегчить, а в некоторых случаях и удалить наше бремя, если мы смиренно попросим Его о помощи (Мосия 24:15).
Твердая вера во Христа
Второе предварительное условие – твердая вера во Христа – тесно связано со смирением. В то время как смирение означает признание нашей зависимости от Господа, вера идет дальше. Она подразумевает, что мы действуем, полагаясь на Него. Возможно, из-за того, что «верой совершаются чудеса» (Мороний 7:37; Ефер 12:12), многие из нас придают особое значение способам «заработать» веру. Нам нравится заострять внимание на том, что мы можем измерить и контролировать, а это значит, что иногда, поднимаясь по этой лестнице на небеса, мы заостряем внимание на собственной дисциплине и волевом послушании.
Давайте проясним: послушание важно. Это выражение смиренного подчинения – условие, необходимое для великой перемены сердца, и фундаментальное выражение нашей любви к Богу (Иоанна 14:15; УЗ 42:29). Но мы должны быть осторожны, потому что заострять внимание на собственных силах, чтобы подчиняться – опасно с духовной точки зрения. Даже благонамеренное заострение внимания на послушании может превратиться в опору на «руку плоти», в акт гордости и предвестника повторяющегося греха (2 Нефий 4:34). Когда мы заостряем внимание на собственных силах, чтобы подчиняться, мы либо чувствуем чрезмерную уверенность в этой способности, либо чувствуем подавленность из-за собственной неспособности.
Дело в том, что мы не можем преодолеть повторяющийся грех, полагаясь на нашу собственную силу воли, собственное понимание или даже собственное сердце. Вместо этого мы должны непоколебимо полагаться на Него.
Как писал Мормон, вера, достаточная для перемены сердца, должна быть «крепкой» (Геламан 3:35). Нам нужно принять настоящее, верное решение. В конце концов, если же мы не хотим, чтобы Господь изменил наши сердца и отношение к искушению, Он не сможет этого сделать! Господь не отвергнет Свой дар свободы воли.
На миссии у меня было много возможностей обучать по программе «Бросить курить». Со временем выявилась закономерность. Я начал замечать черту, которая отличала тех, кто бросил, от тех, кто снова вернулся к зависимости.
Сначала казалось, что каждый, кто начал эту программу, был полон решимости бросить курить. Я видел, как матери плакали и обещали своим детям, что они больше не закурят. Я видел, как отцы говорили каждому знакомому никогда не давать им сигарету, если они попросят. Люди покупали леденцы с корицей упаковками, апельсиновый сок галлонами и развешивали заметки с напоминаниями в домах и офисах. С точки зрения стороннего наблюдателя, каждый, кто присоединился к этой программе, хотел измениться.
Обычно выполнялись все указанные шаги, кроме одного. Каждый раз, когда кто-то снова начинал курить, мы с напарником спрашивали их, где они взяли первую сигарету. Всегда ответ был примерно таким: «На всякий случай я держал несколько сигарет в ящике для носков». Когда вы принимаете верное решение – когда вы «отсекаете» все остальные варианты – вы не оставляете сигареты в ящике для носков.
Другими словами, если часть вас цепляется за возможность повторения любого греховного поведения, вы не приняли решение. Господь сделает все возможное, чтобы помочь нам, но, если мы не воспользуемся своей свободой воли, чтобы хотя бы твердо решить, чего мы хотим, Он не сможет дать нам этого.
ГОСПОДЬ УКРЕПИТ НАШУ ВЕРУ, ЕСЛИ МЫ ИСКРЕННЕ ЭТОГО ПОЖЕЛАЕМ.
Непоколебимая вера – то неизменное обязательство следовать за Спасителем, а не за своими собственными склонностями – звучит, по меньшей мере, пугающе. Но вспомните об отце, который хотел, чтобы Христос спас его ребенка от злого духа, который «бросал [мальчика] в огонь и в воду, чтобы погубить его» (Марка 9:17–27). Вместо того чтобы притвориться, что у него достаточно веры, этот сомневающийся отец «воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (Марка 9:24). Несмотря на недостаточный уровень его веры, его желание было честным и искренним. И на этом основании Иисус немедленно изгнал злого духа (Марка 9:25–27).
Как это часто бывает, наш милосердный Господь заостряет внимание на нашем желании, а не на предполагаемых способностях. Помните, царь Вениамин не сказал, что мы должны «уметь покоряться» божественной воле Господа; мы должны быть «готовы покориться» (Мосия 3:19). Те, кто крестились у Вод Мормона, заключили завет, что они «готовы нести бремена друг друга» и «готовы горевать с горюющими» (Мосия 18:8–9). В нашем благословении причастного хлеба (единственном, в котором упоминаются заповеди) также говорится, чтобы мы были «готовы… соблюдать заповеди Его».
После того, как Спаситель учредил причастие среди Нефийцев, Он снова подчеркнул желание или готовность повиноваться, а не достижение совершенного послушания. «Благословенны вы за то, что сделали так, ибо это – исполнение Моих заповедей», – сказал Он, – «и это свидетельствует Отцу, что вы готовы делать то, что Я заповедал вам» (3 Нефий 18:10). Это заострение внимания на нашем твердом намерении или желании имеет фундаментальное значение.
Когда мы смиряем себя и проявляем «искренность намерений», мы можем получить Его утешение и действенную силу. Конечно, мы должны каяться немедленно и часто, но это также демонстрирует наше смиренное сердце, наше искреннее желание и нашу истинную готовность следовать за Ним.
В конце концов, ключ к преодолению повторяющихся грехов – это желание. Вы должны хотеть этого достаточно, чтобы решить, что отныне вы не будете полагаться на собственные ошибочные, человеческие рассуждения и физические наклонности – на эту «руку плоти». Вам нужно перестать полагаться на собственную слабую силу воли в преодолении повторяющихся грехов. Вам нужно окончательно – раз и навсегда – захотеть, чтобы грехи, от которых вы когда-то получали удовольствие, даже не привлекали. Вместо того чтобы доверять собственным противоречивым желаниям и недостаточной силе, вам нужно покаяться и научиться смиренно искать помощи Господа для перемены своего ожесточенного сердца, чтобы Он мог дать вам Свою действенную силу.
Господь может изменить и изменит наши желания и сердца. Нужно понимать, что именно Он дарует нам великие перемены. В конце концов, секрет того, как встать на путь преодоления повторяющихся грехов и не сходить с него, – это хотеть этого.
Так что давайте честно – а вы хотите?
Эта статья была написана Robert Reynolds и опубликована на ldsliving.com под названием «How to Conquer Your “Favorite Sins” For Good»
Русский © 2021 LDS Living, A Division of Deseret Book Company | Englsih © 2021 LDS Living, A Division of Deseret Book Company.