«Ты мне не нужна!»
Если вы родители, такие слова могут причинить вам боль. Особенно потому что в большинстве случаев это неправда. Мой четырехлетний сын, который сказал мне эти слова, вложив в них всю уверенность в своей самостоятельности, которая у него есть, в действительности нуждается во мне. Каждый день. Но с каждым разом, когда он учится делать что-то самостоятельно, он все меньше зависит от мамы и из его милого, маленького ротика вырываются такие фразы как «Я ЗНАААЮ», «Я это умею» и мое самое любимое «Ты мне не нужна».
На самом деле он может делать что-то сам. С каждым днем он умеет все больше. Но он не умеет всё. И эта истина заставляет меня более серьезно задуматься о моих отношениях с Богом, которого я считаю Отцом своего духа, своим любящим Отцом на Небесах, который так же беспокоится обо мне (а может быть и больше), как и я беспокоюсь о своем сыне. Как же часто я, как и мой четырехлетка, полагаюсь лишь на то, что я знаю, на то, чему я научилась, и что, как я думаю, могу сделать «самостоятельно»? Как часто я пытаюсь делать все сама? Как часто я, по сути, говорю: «Ты мне не нужен!», – когда решаю не молиться Богу? Честно говоря, это проблема. Это было моей Ахиллесовой пятой, с которой я пыталась справиться всю свою жизнь. Я занята. Я устала. Похоже, что в моей жизни все в порядке. Поэтому, зачем молиться? Почему каждое утро? Почему каждый вечер? Разве это вообще имеет значение?
Занимаясь самоанализом и изучая этот вопрос, я обнаружила три принципа, касающиеся молитвы. Они помогли мне изменить мое представление о молитве, почему мы в ней нуждаемся, и почему она имеет такое важное значение в современном мире.
У молитвы есть Цель
Недавно я сидела на уроке по укреплению брака, где учитель подчеркнул важность эфективного общения в здоровых отношениях. Если мы понимаем, что мы – дети Бога, а Он – наш любящий Отец, то, как в любых семейных отношениях, у молитвы однозначно есть цель.
Это средство связи, с помощью которого мы можем делиться с нашим Небесным Отцом нашими взлетами и падениями. Так мы с Ним и говорим. Так мы принимаем участие в эффективном общении. Бог, конечно, всезнающий, но Он хочет услышать о нашей жизни с нашей точки зрения. Он хочет, чтобы мы озвучили наши радости, наши горести, наши вопросы, наши заботы, то, что только мы можем выразить. Он хочет, чтобы мы говорили с Ним – Он знает, что чувствуют наши сердца, и Он хочет, чтобы мы узнали, что чувствует Его сердце.
Мне нравится эта мысль из Библейского словаря:
«Молитва – это действие, которым воля Отца и воля ребенка приводятся в соответствие друг с другом. Цель молитвы – не изменить волю Бога, но заручиться для себя и для других людей благословениями, которые Бог уже готов дать, но чтобы получить их, мы должны попросить о них»
Да, молитва – это канал, с помощью которого Бог может слышать наши желания и даровать нам обещанные благословения. Но мне понравились слова, что молитва также заключается в том, что наша воля объединяется с волей Небесного Отца. Молитва – это способ, с помощью которого мы можем прийти к пониманию нашей цели в этой жизни и Божьего плана для нас. С помощью молитвы, ответов, которые мы получаем, и нашей готовности действовать в соответствии с ними, мы меняемся. Наши желания меняются. И с каждым днем мы обнаруживаем, что мы стали немного больше похожими на любящего Отца, которого мы узнали и полюбили во время постоянных, содержательных молитв.
Молитва – это Привилегия
«Молитва – один из самых драгоценных даров Бога человеку», – сказал Старейшина Дж. Девн Корниш в выступлении, которое называется «Привилегия молиться». И он прав.
Молитва – это способ, с помощью которого мы можем чувствовать Святой Дух. Молитва – это способ заглушить мир и настроиться на небеса. Молитва – это способ, с помощью которого мы используем власть действовать во имя Бога здесь на земле. Молитва – это способ, с помощью которого Божьи чудеса происходят в нашей жизни. Несомненно, молитва – это дар.
Молитва – это способ, с помощью которого Божьи чудеса происходят в нашей жизни.
Если задуматься, Бог мог бы и не давать нам все это. Он мог бы оставить нас, предоставленных самим себе на этой земле, чтобы мы разобрались во всем самостоятельно и каждый по-своему. Но Он так не сделал. Так как Он любит нас, Он благословил нас даром молиться Ему, когда бы мы ни захотели, и это привилегия, которую мы никогда не должны принимать как должное.
Как сказано в Библии, Даниил был брошен в ров со львами из-за того, что он был замечен, «когда три раза в день преклонял колени» и возносил молитвы Богу несмотря на то, что царь подписал указ, запрещающий это.
Он был готов умереть за привилегию молиться.
В наши дни во всем мире мы слышим истории о верующих, которых преследуют, бросают в тюрьму, даже убивают из-за их убеждений.
Они готовы умереть за привилегию молиться.
Предстать перед Божеством, в буквальном смысле приблизиться к престолу Бога в молитве – это привилегия, свобода, которая есть не у каждого, и применяя которую, мы все сможем ценить и использовать ее чаще в своей жизни.
Молитва – это Сила
Мы каждый день видим такое в соцсетях: посты вроде «просьба о молитве», «помолитесь за моего сына», «выражаем нашу любовь и молимся за вас». Мы видим эти общие призывы к молитве, разносящиеся по интернету, число которых достигло миллионов. Почему? Потому что мы верим, что в молитве есть сила.
Но просто слов недостаточно, чтобы эта сила укоренилась. Это требует работы. Нужна вера в действии.
«Мы не должны полагать, что любая молитва, независимо от ее искренности, будет действенной, если все, что мы делаем, – это просто произносим ее, – учил старейшина Корниш. – Мы должны не только произносить свои молитвы, но и жить в соответствии с ними. Господь более рад тому человеку, который молится, а затем идет трудиться, чем человеку, который только молится. Молитва, как и лекарство, подействует только тогда, когда мы используем ее в соответствии с предписаниями».
Молитва, как и лекарство, подействует только тогда, когда мы используем ее в соответствии с предписаниями
Бог в Своей благодати и милости хочет благословить нас всем, что у Него есть. Он хочет, чтобы мы видели чудеса в своей жизни. Он хочет, чтобы мы установили связь с небесами. И это происходит, когда мы избавляемся от мыслей, что можем сделать все сами, и начинаем больше полагаться на то, что Он может делать для нас каждый день.
Я вспоминаю один случай с моим сыном: после того, как он однажды «проплыл» без надувных нарукавников и с помощью тети, которая была рядом, он теперь уверен, что умеет плавать. Он сопротивляется, когда я говорю, что нужно надеть нарукавники. Он думает, что сможет проплыть бассейн в длину – и, более того, – самостоятельно. Но он не может. Я знаю, что не может. У него было недостаточно уроков и практики. Он все еще нуждается в той поддержке, которую обеспечивают нарукавники.
Подобным образом, молитва обеспечивает небесную поддержку в нашей жизни, чтобы защитить нас от бурных вод жизни, а также дает нам необходимые уверенность и способность держаться на плаву, чтобы плыть и по спокойным водам. Мы никогда не знаем, когда погода на море изменится. Мы не знаем, когда мы окажемся в опасности, когда нам придется тянуться за помощью и хватать ртом воздух, и умолять о небесной помощи, чтобы не утонуть. И поэтому мы разговаривакм с Богом. Молитва подобна нашим нарукавникам. Благодаря ей Бог обеспечивает нас необходимой поддержкой и силой, которую мы не всегда замечаем, и покоем, который приходит от знания того, что у Бога есть план для нас, и главное в нем – наш личный рост.
Молитва имеет цель. Молитва – это привилегия. И молитва – это сила. Я видела слишком много чудес в своей жизни, чтобы отрицать это. Как и мой сын, я думаю, что могу делать что-то самостоятельно, но я не могу делать все. Как и мой сын, я нуждаюсь в поддержке, чтобы оставаться на поверхности, когда моя жизнь начинает крутиться в сумасшедшем ритме или когда наступает абсолютное затишье, или полный хаос.
Что ж, в этом мире, наполненном неуверенностью, страхом и тьмой, ежедневная связь с небесами приносит надежду, свет и любовь. По крайней мере, для меня это так. И по этой причине, когда я готовлюсь выполнить миллион дел с утра, я начинаю свой день с молитвы. Потому что, Небесный Отец, «Ты мне нужен». Всегда.
Эта статья была написана на английском языке Иринной Даниэльсон и опубликована на сайте lds.org. Перевод Тамары Мартыненко.