Мне было очень трудно об этом писать. Во-первых, я бы не хотела быть циничной. Во-вторых, я не хотела бы, чтобы это звучало так, будто я собираюсь внести раздор в приходские семьи.
Мы все члены Церкви, но мы также всего лишь люди. Я видела непреднамеренное и намеренное нанесение обиды, раздражительность и, честно говоря, людей, которые просто не могут терпеть друг друга, но посещают Церковь вместе. Я думаю, что мы все такое видели. Дело в том, что каждый человек в какой-то момент понимает, что ему не очень нравится находиться в окружении людей из его прихода.
В течение какого-то времени я действительно боролась с этими чувствами. В то время я зализывала тяжелые раны после того, как члены прихода, которым я доверяла, причинили боль моей семье. Это были не самые тяжелые обиды, но они все еще ранят довольно глубоко, достаточно глубоко, чтобы влиять на некоторых членов моей семьи и их свидетельство.
Я долгое время боролась с чувствами гнева и боли. Я знала, что нам заповедано любить друг друга и быть едиными как Церковь, но я чувствовала себя такой обиженной, и мне было трудно не сосредотачиваться на своей боли. Ходить в Церковь и находиться рядом с людьми, которых я не могла терпеть, и которые не могли терпеть меня, было, мягко говоря, трудно.
В конце концов, я поняла, что у меня есть выбор. Я могла либо перестать ходить в Церковь, либо продолжать ходить. Это было так просто. Глубоко в душе я знала, что не должна допустить, чтобы все эти обиды проникли в мое сердце. В конце концов, я ходила в Церковь не для того, чтобы быть рядом с этими людьми. Я ходила в Церковь, потому что хотела находиться там, где мой Небесный Отец хотел бы, чтобы я находилась. Но это не помогало избавиться сильного чувства тревоги на сердце каждый раз, когда я шла по залам нашего прихода и проходила мимо людей, которые так ужасно обошлись с моей семьей.
Примерно в это же время Старейшина Дэвид А. Беднар выступил на Генеральной конференции на тему «И нет им преткновения». Этот отрывок запал мне в душу:
«Когда мы думаем или говорим, что нас обидели, то обычно подразумеваем: мы чувствуем, что нас оскорбили, с нами плохо обращались, пренебрежительно или неуважительно обошлись. И, безусловно, в наших взаимоотношениях с другими людьми действительно совершаются неприятные, постыдные, беспринципные и низкие поступки, которые нас обижают. Однако в конечном счете другому человеку невозможно обидеть вас или обидеть меня. В действительности верить в то, что какой-либо человек нас обидел, – по существу неверно. Обижаясь, мы сами делаем выбор; это не состояние, кем-либо или чем-либо причиненное или наложенное на нас.
Благодаря данной нам свободе воли вы и я – личности, и мы прежде всего сами действуем, а не подвергаемся воздействию извне. Думать, что кто-либо или что-либо может заставить нас чувствовать себя обиженными, рассердиться, испытывать боль или горечь, – значит преуменьшать нашу моральную свободу воли и превращаться в объекты действия. Однако, поскольку мы личности, у нас с вами есть сила действовать и выбирать, как мы поведем себя в ситуациях, которые могут нас обидеть или причинить боль.»
Я не чувствовала, что делаю сознательный выбор обижаться. Я хотела быть в состоянии выносить присутствие этих членов прихода. Но я почувствовала Дух, когда услышала эти слова, и я знала, что мне нужно действовать в соответствии с ними.
Это не просто одноразовый выбор – решить не обижаться. И обычно у меня было ощущение одиночества, когда я ходила в Церковь, зная, что некоторые из членов нашего прихода не хотят находиться рядом со мной или моей семьей. Но я не могла изменить то, что они чувствовали; я могла изменить только то, что я чувствую. Я лишь могла признать истинную причину, по которой я ходила в Церковь, – укреплять и поддерживать мои отношения с Небесным Отцом – и перестать сосредотачиваться на том, как сильно я не хотела находиться рядом с этими людьми. Никоим образом это не оправдывало их действия или слова, но я знала, что не могу продолжать ходить в Церковь, не приняв сознательного решения не сосредотачиваться на этих обидах.
Оглядываясь назад, я не всегда уверена в том, что же мне давало смелость продолжать ходить, продолжать прощать и продолжать не сосредотачивать свое внимание на том, что было сказано и сделано. Единственное объяснение, которое приходит мне на ум, это то, что Небесный Отец благословлял меня, когда я прилагала какие-то усилия, даже если они были незначительными.
Я знаю, что я не единственный человек, который когда-либо имел подобные чувства по отношению к членам своего прихода, и я не говорю, что я чем-то лучше других потому, что я делала то, что делала. Не все в моей семье отреагировали так же, как я. Некоторые стали неактивными, но я знаю, что я все еще люблю их, и Небесный Отец определенно все еще любит их. Если вы окажетесь в таком же положении, когда вы всем сердцем терпеть не можете людей, с которыми вы ходите в Церковь, и они вас не выносят, то вот некоторые вещи, которые могут вам помочь.
1. Знайте, что вы ходите в Церковь не для них.
Хотя построение длительных и прекрасных дружеских отношений с другими членами Церкви является идеалом, необязательно, что так сложится с каждым членом прихода, с которыми вы сталкиваетесь. И если встречи с этими членами Церкви становятся враждебными, важно помнить, что не они являются причиной того, что вы ходите в Церковь. В этих обстоятельствах важно вернуться к основам. Вот несколько аспектов Евангелия, на которых следует сосредоточиться в течение этого времени, как их описывает Старейшина Ухтдорф в своем выступлении на Генеральной конференции в октябре 2015 года «Оно действует прекрасно!».
«Братья и сестры, жизнь по Евангелию не должна быть сложной.
Она очень проста. Вот как ее можно описать:
- Слышание слова Божия с искренним намерением помогает нам верить в Бога и доверять Его обещаниям.
- Чем больше мы доверяем Богу, тем больше наши сердца наполняются любовью к Нему и друг к другу.
- Из любви к Богу мы желаем следовать Ему и поступать по слову Его.
- Из любви к Богу мы хотим служить Ему, хотим благословлять жизнь людей, помогать бедным и нуждающимся.
- Чем дольше мы идем по этому пути ученичества, тем больше желаем знать слово Божье.
И так далее, каждый шаг ведет к следующему и наполняет нас всевозрастающей верой, надеждой и любовью.
Это изумительно просто, и это изумительно действенно».
Чтобы услышать слово Божие, следовать за Ним и идти по пути ученичества, нам нужно ходить в Церковь. Вот почему мы должны быть там. Приятная социальная атмосфера в Церкви, хотя это и идеал, к которому нужно стремиться, не является необходимой для нашего поклонения. Необходимыми являются основы. Поэтому, хотя может быть крайне неудобно и даже эмоционально больно ходить в Церковь с людьми, которые вас не выносят, а вы не выносите их, сосредоточение внимания на основах может помочь вам облегчить эту боль и дискомфорт. Это также поможет вам развиваться духовно и развивать дух милосердия.
2. Поддерживайте дух милосердия по отношению к тем, кто мог вас обидеть.
Милосердие – это чистейшая любовь Христова, и нам заповедано любить наших ближних как самих себя, в том числе тех, кто не выносит нас.
Президент Томас С. Монсон вновь напомнил об этом в своем выступлении на Генеральной конференции 2010 года «Милосердие никогда не угасает».
«Милосердие заключается в том, чтобы быть терпеливыми с людьми, которые нас подвели. Оно заключается в том, чтобы не поддаваться импульсу стать обиженным. Оно заключается в том, чтобы принимать слабости и недостатки людей. Оно заключается в том, чтобы принимать людей такими, какие они есть. Оно заключается в том, чтобы не обращать внимания на внешний вид, а смотреть на качества характера, которые никогда не потускнеют со временем. Оно заключается в том, чтобы сопротивляться искушению делить людей на группы».
Я не могла изменить того, как другие относятся ко мне, но я могла изменить то, как я реагирую. И одним из способов является милосердие. И это не значит, что я должна была сделать большой, великий жест служения в отношении тех членов прихода. Иногда это значит просто не сосредотачиваться на обидах и смотреть на них так, как Небесный Отец смотрит на их – как на детей Бога с божественным потенциалом. А иногда это значит, что нужно поступать так, как сестра Джин Б. Бингем советовала в своем выступлении на Генеральной конференции в 2016 году «Я принесу в свой дом Евангелия свет».
«Один из самых действенных способов того, как мы можем развить и продемонстрировать любовь к ближнему – это быть бескорыстными в наших мыслях и словах. Несколько лет назад одна из моих драгоценных подруг заметила: “Величайшая форма милосердия – это, пожалуй, воздержание от осуждения». Это верно и сегодня.»
Просто воздержание от осуждения и доброжелательное общение с теми членами прихода, которые относились ко мне плохо, были важной формой милосердия. Временами это не было легко или удобно, но это помогло мне прощать других.
3. Дайте себе время исцелиться и простить.
В то время как вы распространяете дух милосердия на других, важно дать себе время исцелиться и быть терпеливыми в своих попытках. Возможно, вы не сможете простить сразу. Возможно, вы не сможете сразу воздержаться от осуждения. Возможно, вы даже не сразу сможете доброжелательно разговаривать с ними. Но продолжайте пытаться. Прощение других – это процесс, требующий времени. Как сказал в своем выступлении Старейшина Беднар:
«Павел учил Святых в Ефесе, что Спаситель установил Свою Церковь “к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова,
Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова“ (к Ефесянам 4:12–13).
Обратите, пожалуйста, внимание на использование активного слова совершение. По описанию старейшины Нила А. Максвелла, Церковь – это не “хорошо обустроенный дом отдыха для уже совершенных” (“A Brother Offended,” Ensign, May 1982, 38). Скорее Церковь – это учебная лаборатория и мастерская, в которой мы получаем опыт, практикуясь друг на друге в продолжительном процессе “совершенствования Святых.»
Вы не идеальны, и люди в вашем приходе не идеальны. На то, чтобы простить их, может потребоваться больше времени, чем вы думали, но Евангелие может помочь вам достичь этого. Вам придется обратиться к Спасителю и попросить о помощи, чтобы исцелиться, и это нормально. Делайте все, что можете, чтобы исцелиться, даже если это означает, что некоторое время вы будете продвигаться медленно, пока работаете над прощением других.
Эта статья была написана Amanda Black и опубликована на сайте ldsliving.com под названием «3 Things You Can Do When You Don’t Like Your Ward Members (or They Don’t Like You)»
Русский © 2018 LDS Living, A Division of Deseret Book Company | Englsih © 2018 LDS Living, A Division of Deseret Book Company.