Недавно умерла моя любимая бабушка, это случилось всего за несколько дней до ее 100-летия. Мой отец рассказал историю одного разговора с ней много лет назад, вскоре после их с мамой свадьбы. Бабушка была стильной, утонченной женщиной. Она работала в сферепередовых бизнес-стратегий и любила пробовать что-то новое. В то время тренажерные залы были в новинку, и бабушка решила попробовать, что это такое. Одним из наиболее популярных «тренажеров» был большой ремешок, который можно было обернуть вокруг талии. Человек держался за устройство, пока тренажёр двигался туда-сюда, заставляя тело человека вибрировать. Во время походов в спортзал бабушка «занималась» на одном из трясущихся тренажеров. Мой отец вырос на ферме, и в той местности не было спортзала, но в этом и не было необходимости, поскольку его дни состояли сплошь из физического труда, связанного с сельским хозяйством. Он знал, что хорошо потрудился физически, если вернулся с работы весь в поту и обессиленный. Он спросил бабушку о ее тренировках в спортзале, ему было интересно, заставлял ли ее тренажер хоть когда-нибудь вспотеть. Она строго посмотрела на него и сказала: «Святые небеса, нет!»
Бабушка не боялась трудных дел, но в данном случае она не хотела выглядеть вспотевшей на людях. Я надеюсь, что она не потратила слишком много денег на абонемент в этот спортзал, потому что тряска от этого агрегата не сильно улучшила ее физическое здоровье. С тех пор многим знакома пословица «Без боли нет и результата», и если вы выйдете из спортзала, не вспотев, вы можете почувствовать, что сделали не так много, как могли бы.
Концепция «Без боли нет и результата» находит отклик в обществе в таких вопросах, как физические упражнения, самоконтроль в питании или финансовая дисциплина. Тем не менее, когда дело доходит до нашего вечного развития, иногда мы смотрим на это иначе. Я заметил серьёзное, хотя в основном негласное, убеждение среди членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в отношении этого вопроса. Его редко можно найти в открытом содержании наших разговоров, скорее в подтексте. Это убеждение таково: если мы будем жить достаточно праведно, мы избежим серьезных проблем. Также присутствует сопутствующая теория: если кто-то испытывает значительные трудности в жизни, значит они сделали что-то не так или не проявили стойкого послушания. Мне стыдно признаться, что я придерживался таких убеждений в прошлом.
Как часто кто-нибудь из нас смотрел на других, проходящих через испытания, и думал: «Если бы они чаще читали Священные Писания» или «Если бы они с большей верой проводили семейный домашний вечер, они бы не попали в такое затруднительное положение». Эти предположения ошибочны. В словах древних или современных пророков нет ничего, что поддерживало бы идею о том, что, если мы будем послушны, мы избежим невзгод. Напротив, горнило страдания – один из ключевых элементов вечного прогресса для тех, кто идет по пути завета. Верующие всегда будут сталкиваться с периодическим противодействием, трудностями, трагедиями и разочарованием, независимо от того, насколько они послушны. Это один из способов, с помощью которых мыстановимся подобными нашему Небесному Отцу.
Из-за заблуждения, что больше праведности приравнивается к меньшему количеству невзгод, и из-за того, что невзгоды – это трудно, некоторые решили, что избегание невзгод – хорошая стратегия. Я не верю, что это правда. Я также не думаю, что нам нужно искать невзгоды – их на нашем пути встретится много, ищем мы их или нет. Но избегать их, когда они уже пришли – упущенная возможность.
Уклонение от трудностей, выбор идти неверной дорогой и стремление к чрезмерному комфорту могут принести временное удовольствие, но в конечном итоге приведут к снижению эмоциональной и духовной выносливости. На октябрьской Генеральной конференции 2020 года Cтарейшина Джеффри Р. Холланд учил: «Я о том, что верить – значит доверяться Богу в хорошие времена и в плохие, даже если это включает немного страданий, пока мы не увидим явление Его руки нам на благо. Это может быть сложным в современном мире, когда многие полагают, будто величайшее благо в жизни – избежать любых страданий, что вообще печалиться из-за чего-либо не стоит. Однако такое убеждение никогда не приведет нас к ‘мер[е] полного возраста Христова’». Наивысшее благо в жизни, безусловно, не в том, чтобы избегать всех страданий, но в том, чтобы хорошо переносить трудности, которые возникают либо из-за нашего собственного выбора, либо из-за испытаний, посланных с небес.
Такое предположение почти вызывает вопрос: «В чем же тогда награда за праведность? Если я не могу избежать испытаний с помощью хорошего поведения, то какой смысл жертвовать, проявляя послушание?» Такие рассуждения существуют еще со времен древних пророков, в том числе Малахии, который высказался о сбившемся с пути Израиле: «Вы говорите: ‘тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы’» (Малахия 3:14-15). Похоже, что даже во времена Малахии были те, кто считал, что послушание переоценивается. Позвольте мне пояснить, что послушание не переоценивается, особенно когда дело касается решения жизненных проблем. Алма учил своего сына Геламана: «Я знаю, что всякий, кто возложит свое упование на Бога, будет поддержан в своих испытаниях, и своих бедах, и своих невзгодах, и будет вознесен в последний день» (Алма 36:3; выделено автором). Обратите внимание на то, чтоАлма не говорил. Он не говорил, что послушный избежит испытаний, неприятностей и невзгод. Он сказал, что они будут поддержаны в своих испытаниях, бедах и невзгодах. Есть существенная разница.
Вернусь к аналогии со спортзалом. Много лет назад я посещал занятия по тяжелой атлетике в УБЯ. Одним из требований курса было к концу семестра увеличить тот вес, который мы могли поднять в его начале. В начале курса мы провели «максимальное тестирование», чтобы определить, какой вес мы можем поднять, используя всю свою силу. Со временем, когда мы практиковались и тренировались, мы становились сильнее. Мы работали на пределе. Я помню, как делал жим лежа, и мой друг посоветовал мне добавить к штанге еще десять фунтов. Я не был уверен, что смогу это сделать. Я едва мог сделать несколько повторений с текущим весом. Но по его предложению я добавил вес. Это было больше, чем я мог поднять. Я боролся и задыхался, мои руки дрожали, и я чувствовал, что вот-вот уроню штангу себе на грудь. Но мой друг наклонился и схватил штангу, приложив ровно столько силы, чтобы дополнить мои усилия, так что я смог полностью поднять вес. Он не устранил мое испытание. Подобно тому как Алма учил Геламана, мой друг поддержал меня в моем испытании, чтобы я мог выполнить задание. Благодаря приложенным усилиям я стал сильнее и, в конце концов, смог поднять гораздо больше, чем мог в начале семестра. Стремясь соблюдать наши заветы, мы получаем такую же помощь от Небесного Отца. Он поддерживает нас в наших трудностях. Все еще чувствуя огонь внутри и неся большую часть бремени, мы делаем все, что в наших силах, чтобы стать сильнее и крепче.
Осознавая благословения невзгод, я не предлагаю нам стремиться к ним по максимуму. Однако я предлагаю две стратегии увеличения нашей духовной силы. Во-первых, мы не должны избегать невзгод, когда они встречаются на нашем пути. Примите вызов и сделайте все, что в ваших силах. Во-вторых, нам следует искать возможности роста, которые могут включать в себя обогащение души за счет дополнительных усилий. При этом не следует перегружать себя и брать слишком большой вес. Как нам найти баланс? Царь Вениамин учил свой народ: «И смотрите, чтобы все это делалось с мудростью и надлежащим образом; ибо не требуется, чтобы человек бежал быстрее, чем у него хватает сил. И еще: нужно, чтобы он был усерден, дабы таким образом он мог заслужить награду; а потому все должно делаться надлежащим порядком» (Мосия 4:27). Его наставление гениально. «Не требуется, чтобы человек бежал быстрее, чем у него хватает сил» учит, что нам нужны границы. Есть пределы тому, что мы можем сделать. Есть пределы тому, что нам следует делать.
В нашей жизни бывают периоды, когда желательно остановиться на минуту и перевести дух. Даже наш Небесный Отец отдыхал от работы по сотворению. Время, необходимое для восстановления и регенерации, имеет решающее значение. Но царь Вениамин продолжает свой совет, говоря, что такие перерывы должны быть исключением, а не нормой: «И еще: нужно, чтобы он был усерден, дабы таким образом он мог заслужить награду». Это значит, что работа должна быть нормой. Усилия должны быть постоянными. Организация повседневных дел в нашей жизни «с мудростью и надлежащим образом» поможет нам выдержать достаточно невзгод, испытать достаточное облегчение и участвовать в росте, достаточном для того, чтобы в конечном итоге стать подобными нашему Спасителю, Иисусу Христу. Как наставлял Мормон, «молитесь Отцу со всеми силами сердца, дабы вы могли преисполниться этой любви, которую Он даровал всем истинным последователям Своего Сына, Иисуса Христа; дабы вы могли стать [детьми] Божьими; дабы, когда Он явится, мы были как Он» (Мороний 7:48).
Эта статья была написана Dr. David T. Morgan и опубликована на ldsliving.com под названием «Latter-daySaintpsychologist: Whytheobedientaresupportedintrialsratherthanprotectedfromthem»
Русский © 2021 LDS Living, A DivisionofDeseretBookCompany | Englsih © 2021 LDS Living, A DivisionofDeseretBookCompany.