Много лет назад, в студенческом приходе, мой епископ, стоя за трибуной, вызвал нескольких прихожан поделиться своими свидетельствами. Я расслабилась, потому что этот епископ даже не знал моего имени, и слушала, как один за другим эти студенты делились своей верой о том, что Церковь истинна, что Президент Хинкли является Пророком, и что они любят своих маму и папу. Ну ладно, может, о последней части я преувеличила. Прости, мама.
Я помню, что чувствовала себя спокйно. Все было в порядке. Так продолжалось до тех пор, пока последний молодой человек не встал и не сказал: «Я не знаю, истинна ли Церковь. Я молюсь каждый день о том, чтобы это узнать. Я надеюсь, что это так. Но тогочувства, которое мы должны получить, когда узнаём, что это истина…я никогда не испытывал. Я хочу верить. Нет ничего, чего бы я хотел больше, чем знать, что Бог рядом, и я не одинок, но я этого не знаю».
Я была потрясена. Так вообще можно говорить? Я не думаю, что это нормально, во всяком случае, не во время причастного собрания. Не при людях же. Разве епископ не собирается его останавливать? Как это: я знаю, все остальные присутствующие знают, а он не знает? Что он сделал не так?
То свидетельство меня сильно впечатлило. Это единственное собрание свидетельств, которое я помню, включая собраниев этом месяце… Ну, то собрание, на которомприсутствовал президент Нельсон, и один человек решил пропеть свое свидетельство, но даже это не произвело на меня такого впечатления. Оно не разбудило во мне чего-то, что с тех пор не дает уснуть. Чего-то, что спрашивает: «А я верю?» Ответ не всегда «да». Иногда это мольба: «Верую, Господи! помоги моему неверию».
У СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ СЛОЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С СОМНЕНИЯМИ
Сомнения– страшная штука. Мы их боимся. Мы бежим от них. Это проказа, которую мы изгоняем из наших домов собраний. Мы думаем, что лучше не общаться с кем-то, кто сомневается. Тень,отбрасываемая сомнениями, настолько велика, что мы уже не видим человека за его сомнениями. Сомнения тех, кого мы любим, настолько болезненны для нас, что мы избегаем этих людей, мы оплакиваем их, отгораживаемся от них и надеемся, что однажды они вылечатся. Каким-то волшебным образом они проснутся, и когда мы откроем дверь в Целестиальное царство, они будут там стоять.
ЕСЛИ У НАС НЕТ СОМНЕНИЙ, ЗНАЧИТ, МЫ НЕДОСТАТОЧНО УСЕРДНО РАБОТАЕМ НАД СВОЕЙ ВЕРОЙ
Тогда я ошибочно считала, что сомнения являются противоположностью веры. Я больше не верю в это. Теперь я верю, что одно не может существовать без другого, и что благодаря одному, мы можем оказаться в другом. Когда-то я считала, что веру нужно держать под семью замками и никогда не подвергать сомнению. Детская вера ведь лучше, верно? Застойная и невинная, доверчивая и непоколебимая. Но разве детская вера лучше, чем вера испытанная?
Испытанная вера позволяет мне расти и развиваться в нечто более сильное, с большим пониманием и христоподобным сочувствием к другим. А, может быть, детская вера – это все, что мне нужно. Может быть, мне не нужно проходить испытания. Может быть, испытанияэто просто возможность увидеть, как долго я могу идти, основываясь на знании, без того, чтобы его проверять. Возможно, план сатаны был хорошим планом.
Теперь я точно завладела вашим вниманием. Суть простого знания состоит в том, что нам никогда не придется преодолевать незнание. Нам никогда не доведется самим узнать разницу между этими вещами. Мы можем быть счастливы в Эдемском саду вечно.
Я не призываю никого идти и вкушать запретный плод в надежде, что уход от веры приведет к чему-то большему. Если вы ищете причину отказаться от своей веры, вам не придется долго ее искать.
Кризис веры, независимо от того, куда он вас приведет, –один из самых болезненных переходных периодов, которые вы можете пережить. Он имеет тенденциюнегативно влиять на каждый аспект вашей жизни. Он может стать дорогой, по которой вы идете в одиночестве, потому что вам кажется, что никто не понимает, через что вы проходите. В конце концов, кризис может стать одним из самых мощных столпов вашей веры, а может разрушить все.
Если кризис веры выбрал вас, делайте все возможное, чтобы быть вдумчивым, внимательным и молиться о мудрости и утешении. Вы не можете контролировать то, как другие реагируют на ваш кризис веры, но вы можете контролировать свою чувствительность по отношению к ним.
СОМНЕВАЙТЕСЬ В СВОИХ СОМНЕНИЯХ
Сомнения– это часть нашего путешествия веры. Они –начало веры и конец веры. Сомнения приходят и тогда, когда мы ихне ищем. Они приходят даже тогда, когда мы все делаем правильно. Они приходят и к тем, кто ищет дальнейшие свет и знания.
Когда мы оглядываемся на наше жизненное путешествие, мывыделяем моменты «незнания». Это те моменты, когда мы не знаем, но продолжаем идти, мы корректируем курс, мы не сдаемся. Это часть ежедневного путешествия по дороге, которая ведет нас туда, где мы хотим быть. Без той роли, которую играют сомнения, вера не кажется такой значимой. Имеет ли значение, что у меня есть вера, если нет возможности ее потерять?
Важная часть сомнений в своих сомнениях состоит в том, что сомнения – это действие. Это вызов. Это не самоуспокоенность или принятие. Этозначит взять на себя ответственность за свое путешествие. Вас могутза руку привести вверу, так же за руку вас могут из нее вывести, но настоящие трудностиприходт тогда, когда вы решаете начать ходить самостоятельно.
ТО, КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ДРУГИМ, ОПРЕДЕЛИТ, РЕШАТ ЛИ ОНИ БЫТЬ С ВАМИ
Может быть, все это не относится к вам. Поэтому, может быть, не вы, но, безусловно, кто-то, кого вы любите, столкнется с сомнениями. И, возможно, этот кто-то изменится и никогда не вернется туда, где он когда-то был. Возможно, его сомнения отправятего в путешествие, совершенно отличное от вашего. Может быть, он будет счастлив, по-настоящему счастлив, и вам будет трудно в это поверить.
Но все, что будет иметь значение – это ваше решение, будете ли вы любить этого человека так же, как любили его, когда у него была вера. Любите их в том состоянии, в котором они сейчас находятся, чтобы они могли любить вас в вашем состоянии.Если вы хотите, чтобы они были рядом, когда это важно для вас, вы не можете убежать, когда это очень важно для них. Поскольку внимание Небесного Отца сосредоточено на Его детях, и Он любит их, мы тоже можем просто сосредоточиться на том, чтобы любить друг друга и перестать беспокоиться об всем остальном.
Тогда и, возможно, только тогда, Сомнения не победят. Всегда помните, что наши Небесные Родители никогда не оставят нас, даже если мы Ихоставим.
Я не знаю, что случилось с тем молодым человеком. Может быть, он нашел то, о чем молился. Может быть, нет. Но что я поняла благодаря ему, так это то, что знание не всегда имеет значение. Главное – никогда не прекращать учиться, никогда не прекращать искать и никогда не останавливаться на достигнутом. Если в вашей жизни есть кто-то, кого вы оставили из-за различий в религиозных взглядах, позвоните им. Скажите им, что любите их. Не нужно извиняться, оправдываться, не нужно никого винить, требовать, не нужно никаких условий. Просто любите их.
Эта статья была написана на английском языке Хизер Ньюэлл и опубликована на сайте thirdhour.org. Перевод Тамары Мартыненко.