Новость о том, что любимый человек стал неактивным в церкви или больше не верит в Евангелие, может вызвать широкий спектр эмоций. Сильные и часто болезненные эмоции могут помешать понять, что сказать любимому человеку о его выборе покинуть церковь.
Такие разговоры особенно болезненны, потому что наши семейные и общественные особенности, религиозные обряды, культурные традиции и видение вечности связаны с нашими общими духовными верования и религиозными нормами.
Когда мормоны не знают, что сказать, мы можем по умолчанию делать то, чему нас научили. Мы начинаем учить, проповедовать и свидетельствовать. Это важная и крайне необходимая возможность для миссионерской работы, правильно? Неправильно.
Почему? Несмотря на то, что мы обучаем, проповедуем и свидетельствуем потому, что мы любим и заботимся о тех, кто нам близок, скорее всего, это будет восприниматься как осуждение, унижение, проявление нелюбви, неуважения и неприятие, теми, к кому мы обращаемся. Как ни странно, наши усилия по спасению тех, кого мы считаем “заблудшей овцой”, скорее всего, оттолкнут “заблудшую овцу” еще дальше.
Личная свобода выбора является основополагающим принципом Евангелия Иисуса Христа. Как взрослые люди, мы должны в полной мере пользоваться этой свободой, включая возможность определять свои духовные убеждения и религиозные нормы. Как активные члены церкви, мы должны уважать личную свободу выбора других взрослых людей, даже если это не то, что мы выбрали бы для них или для себя.
Вот 25 вещей, которые не стоит говорить тому, кого вы любите, и кто проходит через процесс изменения религиозных верований (даже если вы считаете, что они верны):
1) Читаешь ли ты Священные Писания, молишься и ходишь ли в церковь?
2) Ты разрушаешь нашу вечную семью.
3) Ты находишься под влиянием сатаны.
4) Если ты уйдешь из церкви, ты не сможешь быть вместе с твоим покойным ребенком в Целестиальном Царстве.
5) Как ты мог так поступить со мной?
6) Твои дети будут страдать, и твой брак будет разрушен, если ты уйдешь.
7) Я очень беспокоюсь за тебя.
8) Я проливаю слезы по тебе.
9) Я не чувствую Дух, когда ты говоришь.
10) Просто не думай об этих вопросах и все само собой уладится.
11) Я просто верю, что все уладится, и ты тоже должен верить.
12) Есть какой-то грех, в котором тебе стоит покаяться?
13) О, я тоже проходил через такой период. Ты вернешься.
14) В следующей жизни я буду навещать тебя в низшем Царстве.
15) Что, теперь ты “анти-моромн”?
16) Ты просто выбираешь сомнения, потому что это модно. У всех бывает “кризис веры”.
17) Я никогда не думал, что ты станешь отступником.
18) У тебя был бы еще один ребенок, если бы ты посещала церковь и платила полную десятину.
19) Ты никогда не будешь по-настоящему счастлив без Церкви.
20) Я тоже изучал историю церкви, но меня это не беспокоит.
21) У тебя мрачный вид.
22) Я надеюсь, что не потребуется ужасная трагедия, чтобы ты вернулся в церковь.
23) Ты никогда не был истинно обращенным. У тебя, наверное, никогда не было духовного свидетельства.
24) Я переживаю за твое вечное спасение.
25) Для тебя было бы лучше никогда не рождаться, чем иметь Евангелие и отвергнуть его.
Выбор тех, кого мы любим, оставить Церковь никогда не должен быть причиной отвергать их. Тот, кто сторонится близких ему людей или обвиняет их в том, что они губят свою вечную семью или вечную дружбу, сами разрушают отношения. Священные Писания учат, что “та же среда общения, которая существует у нас здесь, будет существовать у нас там, только она будет соединена с вечной славой, коей славой мы не обладаем сейчас” (УЗ 130:2). Там не может быть вечных семей или вечной дружбы без того, чтобы сначала были… отношения.
Теперь, когда у нас есть представление о том, что не нужно говорить близким, вот 25 вещей, которые стоит сказать вместо этого:
1) Я люблю тебя.
2) Мы можем верить в разные вещи, но оставаться близкими людьми.
3) Я доверяю тебе поступать так, как будет лучше для тебя.
4) Я хочу, чтобы ты был счастлив.
5) Что я могу делать, чтобы поддержать тебя сейчас?
6) Я знаю, что ты не принял это решение необдуманно.
7) Я уважаю твою целостность и силу.
8) Тебе всегда здесь будут рады, несмотря ни на что.
9) Я не могу представить себе, насколько сложно это было для тебя.
10) Расскажи мне о своем путешествии (и действительно слушайте).
11) Я бы хотел прочитать церковную статью, чтобы мы могли больше поговорить об этом.
12) У тебя есть право на сомнения.
13) Миру нужно больше людей как ты.
14) Если кто-нибудь спросит меня о твоем решении, я скажу, чтобы он или она поговорили с тобой напрямую.
15) Твои отношения с церковью не повлияют на наши отношения.
16) Моя любовь к тебе постоянна и безусловна.
17) Несмотря на то, что я верю, что церковь истинна, я верю тебе, когда ты говоришь, что не знаешь, истинна ли она.
18) Ты хороший отец (мать), сын, дочь и т.д.
19) Ты хороший человек.
20) Я не переживаю за тебя.
21) У каждого из нас свой уникальный путь.
22) Свобода выбора – это прекрасный дар.
23) Я не понимаю, что с тобой происходит, но я хочу понять.
24) Я не знаю, что сказать.
25) Я всегда рядом.
Самые важные вещи, которые мы, как верующие люди, можем делать, чтобы поддержать близких, которые отошли от Церкви, это слушать их, учиться у них и любить их. Я считаю, что те, кто покидают церковь, дают возможность активным членам церкви существенным образом учиться и расти, что имеет решающее значение для нашего вечного спасения. Научившись сохранять отношения с близкими людьми, несмотря на разочарования, разногласия и отличия, мы получаем возможность углубить нашу способность любить и дальше развивать нашу приверженность в следовании за Спасителем.
Эта статья была написана Джули Хэнкс и впервые опубликована на сайте drjuliehanks.com. Перевод Людмилы Шепелевой.