Где-нибудь на фасаде каждого мормонского молитвенного дома висит табличка, которая гласит: “Мы рады посетителям”. Я бы хотел, чтобы могла быть другая надпись на этой табличке, которая бы гласила: “Мы рады сомневающимся”.

Конечно же, я хочу, чтобы посетители или “не члены церкви” приходили в церковь, чтобы узнать о ней больше, и становились частью нашей огромной церковной семьи. Но кого мне на самом деле не хватает сейчас, так это тех, кто уже были частью этой церковной семьи, и просто тихонько исчезли из-за сомнений.

Часто, когда люди начинают сомневаться в своей вере, они начинают думать, что им не рады в церкви. Как будто их заклеймят какой-то алой буквой на груди.

Может быть, такой была церковная культура в прошлом. Но я уверен, что это не так в наше время … и так не будет в будущем. Все в церкви хотят, чтобы вы вернулись. Независимо от того, что вы сделали, что вы сказали или во что вы верили… или не верили, Господь хочет, чтобы вы вернулись и, как минимум… были открытыми тому, чтобы поверить.

Иногда… искреннее желание верить сильнее, чем знание, которое у нас есть. Многие люди действовали вопреки знаниям, которые они получили, но редко можно увидеть как тот, кто стремится верить, сходит с пути. За надеждой, которая движет верой в действии, стоит что-то значительное.

Иногда... искреннее желание верить сильнее, чем знание, которое у нас есть.

Старейшина Холланд, возможно, один из самых откровенных защитников церкви, но, тем не менее, он признал, что сомневающимся необходимо чувствовать себя желанными в церкви: “Я думаю, что вы, как и я, знаете, что есть много людей, являющихся членами церкви, но не имеющих горячей убежденности в ее происхождении, у которых есть несколько иные чувства по этому поводу, и которые не так привержены основополагающим учениям мормонизма. Но мы больше не собираемся просить кого-то уйти из церкви из-за этого, так же, как из-за степени веры, надежды или убежденности… Мы бы сказали: “Это то, как я это вижу, и это вера, которая есть у меня; это фундамент, который позволит мне идти вперед. Если я могу помочь вам работать в этом направлении, я буду рад, но я не буду любить вас меньше; я не буду отдаляться от вас; я не говорю, что не смогу принимать вас как человека или даже как Святого последних дней, если вы не можете совершить этот шаг или двигаться со мной в одном направлении”. (PBS Interview)

Большинство людей не понимают, что некоторые из самых больших достижений в церкви появились благодаря людям, у которых были сомнения, но которые были готовы продолжать “сидеть за столом” с открытым разумом и работать над своими сомнениями. Каждый из апостолов Христа сомневался, что Христос воскреснет. Это было непостижимо для них… даже после того, как они стали свидетелями того, как Он ходил по воде и воскрешал мертвых. У всех первых апостолов были сомнения. Каждый из них сидел там и был свидетелем великих чудес, которые совершал этот Назарянин. У них были вопросы и проблемы практически со всем, чему учил Христос, но их сердца были достаточно смягчены, чтобы позволить им продолжать “возвращаться к столу”. Проблема возникает тогда, когда человек думает, что он находится за пределами веры. Что он слишком логичен для чудес. Что его интеллект превосходит потребность в вере. Люди, которые достаточно честны, чтобы признать свои сомнения, а затем, взглянув им в лицо, продолжать идти вперед, не становясь враждебными, не принимая бескомпромиссных поспешных решений или исключая необходимость веры, вносят самый большой вклад в дело Царства.

Мне нужно было время, чтобы получить все доказательства самому

Бригам Янг был серьезным скептиком и сомневающимся. В течение двух лет он находился рядом с церковью и наблюдал, имея очевидные сомнения…, однако оставаясь открытым для переживаний, которые могли бы укрепить его веру. Он сказал: “Мне нужно было время, чтобы получить все доказательства самому” (“Дискурс,” Deseret News Weekly, 2 октября 1852, с. 96.). Джозеф Смит сомневался во всех религиях своего времени. Он поставил под сомнение, возможно, гораздо больше, чем любой другой мужчина или женщина, которые жили в этом устроении, и результатом этих вопросов есть то, что мы называем сегодня “Учение и Заветы”. Сомнения Алмы заставили его в буквальном смысле слова бороться против церкви в течение какого-то времени. Но когда он вернулся в церковь, он стал полностью привержен делу и сказал: “Да, и с того времени (когда он вернулся к вере) по сию пору я тружусь непрестанно, дабы привести души к покаянию; дабы привести их вкусить ту чрезвычайную радость, которую вкушал я” (Алма 36:24). Сомнения Алмы, ненависть, замешательство и горечь сменили любовь и преданность делу. Петр, Иаков и Иоанн заснули три раза в ту ночь, когда Спаситель в них нуждался больше всего. Но многие из нас засыпают только один раз и никогда не возвращаются.

Угадайте, что Спаситель сделал для трех апостолов, которые заснули в Гефсимании. Он сделал их Своим Первым Президентством и доверил им нести Евангелие всему миру. Они боролись с неудачами и сомнениями много раз и снова и снова перепосвящали себя делу. Каждый раз они становились немного лучше и немного сильнее,… пока однажды они не стали одними из самых последовательных и надежных учеников, которых когда-либо видел этот мир. Дэвид О. Маккей, B.H. Робертс, Гордон Б. Хинкли … и этот список можно продолжать до наших дней, – люди, которые боролись с серьезными сомнениями, чтобы стать духовными гигантами в Царстве Божьем.

Я до сих пор помню, как я “заснул” в Евангелии на короткое время в свои молодые годы. Я понял, что возникающие сомнения не требуют от вас не иметь убеждений или веры. Это не или-или. Это путешествие от сомнения к вере. Подъем в гору, который может быть иногда сложным. Мир постоянно подталкивает вас сделать то, что легче всего, – повернуть на 180 градусов и спуститься вниз с холма сомнений. Но если мы будем спускаться вниз с холма… мы никогда не увидим его вершину. Убежденность – именно то, что позволяет нам достигать новых высот, благословлять больше человеческих жизней и достигать большей веры.

Эта статья была написана Грегом Тримблом и впервые опубликована на английском языке на gregtrimble.com. Перевод Шепелевой Людмилы.