Популярность коллекционирования рождественских наборов увеличилась за последние несколько лет. Многие семьи ищут рождественские сценки из разных стран, чтобы добавить их в свою коллекцию, а колья Церкви по всему миру выставляют около домов собраний рождественские фигурки или модели пещеры с яслями, младенцем и прочими, чтобы поделиться истинным смыслом Рождества в тех местах, где они живут. Но насколько достоверна история, которую рассказывают эти причудливые фигурки? Как мормоны, мы утверждаем, что Спаситель мира родился от непорочной матери в Вифлееме около 2000 лет назад … но сколько из подробностей, окружающих это рождение, основано на традициях, а сколько на истине? Давайте развенчаем некоторые из этих рождественских мифов, чтобы получить более точное представление о приходе Спасителя в эту смертную жизнь.
1. Животные в рождественских сценках
Симпатичный ослик, овцы и коровы, обычно включаемые в традиционный рождественский набор, скорее всего, связаны с креативной лицензией со стороны художников, которые впервые разработали такой праздничный декор. Даже католический папа разоблачил этот миф в книге, которую он опубликовал в 2012 году, «Иисус из Назарета: рассказы о младенчестве». Папа Бенедикт XVI признал, что животные не были частью рождественской истории, поскольку в Евангелиях о них не упоминалось. И, честно говоря, неужели Иосиф разрешил бы жене рожать в месте, которое недавно использовалось животными? Если вы когда-либо заходили в загон для животных, вы понимаете, что ответом на это будет решительное «нет!». Это не значит, что животных не было поблизости, возможно, что овцы блеяли или коровы мычали в загоне, соседнем с тем, где рожала Мария, не нависая над ней, когда у нее были схватки. Мы заранее приносим свои извинения тем, кому понравился новый рождественский мультфильм «Звезда».
Более точный сюжет без животных.
2. Славься, Господь!
Все мы любим петь известный гимн Святых последних дней «Был пастухам Иудейских степей» с его легко запоминающимся припевом «Славься Господь». Композитор, ранний шотландский новообращенный Джон Мензис Макфарлейн, однако, никогда не посещал Иудею и не понимал, что вместо гладких плоских равнин эта местность полна скалистых холмов. Пастухи возле города Вифлеема увидели бы небесных посетителей, когда они пасли своих овец на этих склонах, а не на плоском ландшафте, который мы иногда рисуем в своем воображении как часть рождественской истории.
3. Мудрецы не встречали пастухов
Не нужно много исследований, чтобы развенчать миф о том, что типичный рождественский набор изображает мудрецов и пастухов, стоящих бок о бок. Многие знают, что волхвы (мудрые священники-астрономы с Востока) видели знамения на небесах (скорее всего, небесные знаки, которые как предшествовали рождению Христа, так и происходили во время него) и отправились в землю Иудеи из своего дома в восточных странах. Они знали, что родился царь, и, по традиции, они хотели найти его, чтобы принести ему подарки и проявить почтение к его царскому сану.
Если мы немного покопаемся в Интернете, мы найдем множество разнообразных идей о том, в какое именно время волхвы посетили Иисуса. Некоторые ученые используют рассказ Иосифа Флавия о еврейской истории, чтобы рассчитать это время на основе исторических событий во времена Ирода. Общее мнение сошлось на том, что волхвы, наконец, нашли знак, находящийся над местом жительства ребенка Иисуса и его семьи через 1 – 2 года после его рождения. Именно их предупреждение, конечно, побудило Иосифа и Марию бежать в Египет, чтобы избежать убийства Иродом всех еврейских мальчиков в возрасте до двух лет и, возможно, дар золота волхвов дал им финансовые средства для долгого путешествия.
В любом случае, если вас волнует достоверность рождественских сценок в украшении своего интерьера, вы можете удалить мудрецов с места напротив пастухов и поместить их на другой конец комнаты с плакатом: «Мы доберемся туда через пару лет! Неверные предания не сохраняются навсегда!»
Практически невозможно найти изображение более или менее трех мудрецов … поэтому вот вам.
4. Лежал в яслях из … камня?
Древесины, несомненно, было мало в районе Иудеи, и поэтому строили, как правило, из камня. К слову, Иудеи также использовали множество холмов известняка, окружавших их города, чтобы строить часть стен для зданий. Другими словами, некоторые строения были буквально прорублены в камне, чтобы получились искусственные пещеры. Археолог-католик Эмили Кавинс в своей статье отмечает, что «конюшня» была бы в сущности каменной пещерой. Она также делает интересное замечание о возможном символизме, являющемся частью этой обстановки: «Ясли также были бы высечены из камня, и много таких яслей было выкопано по всей стране. Удивительно думать, как по-земному происходило [рождение Христа]. Младенец Сын Божий вошел в мир не только на поверхности земли, но и под ней, так показывая нам, как Он будет положен в землю снова за три дня до Своего Воскресения».
5. Фактическая дата рождения Христа
Дебаты по поводу правильной даты Рождества дают разные мнения: от 6 апреля до 17 июня, затем до 11 сентября и до того месяца, в котором мы его отмечаем – декабря. Причины такого временного разброса по своей сути в основном исторические, библейские и астрономические.
Например, дата 6 апреля, которую многие считали подтвержденной в 20 разделе Учений и Заветов, недавно была признана скорее всего неверной, поскольку исследования документов Джозефа Смита показали, что этот конкретный стих является добавлением Дэвида Уитмера, а не официальным откровением от Господа. Профессор УБЯ Джеффри Чедвик написал целую научную статью по этому вопросу, используя различные библейские рассказы и даты, чтобы опровергнуть дату 6 апреля и место рождения Христа и изменить ее на декабрь 5 года до нашей эры. И Дж. Рубен Кларк, и Брюс Р. Макконки также поддерживали то, что рождение Иисуса произошло в декабре. Автор Гейл Бойд в книге Судные дни, говорит о рождении Христа весной на Пасху.
Другие христианские ученые, не члены Церкви СПД, проанализировали как исторические, так и астрономические события, чтобы предложить дату, на которую указвал «знак в небесах». Их теории в значительной степени основаны на предположении, что планетарное сближение и выстраивание в ряд определенных звезд являются признаками рождения Спасителя. Используя современные технологии, они смогли выяснить, что на самом деле происходило в небе более 2000 лет назад. Эрнест Л. Мартин, христианский ученый и автор, сделал известной теорию о звезде Вифлеема, фактически являющуюся сближением (выстраиванием в ряд) планет Юпитера (символического Христа) и Венеры, которые создавали чрезвычайно яркий свет на небесах. Это произошло прямо над областью Вифлеема 11 сентября в 3 году до нашей эры. Мартин также использует еврейские священные праздники для дальнейшего установления точной даты, признавая, что Рош ха-Шана(еврейский Новый год) в 3 году до н.э. был в это конкретное время.
Суть заключается в следующем: из-за изобилия теорий дата рождения Христа по-прежнему остается аспектом рождества, который нам, возможно, придется лично исследовать и обдумать. Прийти к собственному выводу после изучения и молитвы это лучший способ решить тайну настоящего дня рождения Спасителя.
Точность относительно Рождества может показаться не столь важной, но иногда элементы, свойственные нашим культурным праздникам, могут превратить верную традицию в ложную. Поиск истины о конкретных деталях рождения Христа – не безумие, а способ увеличить нашу веру и учиться Духом. Когда мы узнаем больше о рождении нашего Спасителя в скинии из плоти, мы узнаем важность божественного символизма (как на примере каменных яслей) и небесных знаков (как те, что были на небе до и во время Его рождения), которые могут укрепить наши свидетельства и помогут нам увидеть историю с Божьей точки зрения, а не с человеческой.
Эта статья была написана на английском языке Джесмин Тернер и опубликована на сайте mormonhub.com. Перевод Тамары Мартыненко.