Как мы получили новозаветные Евангелия? Как оказалось, процесс был довольно сложным, но очень интересным. Вот несколько важных вещей, которые следует знать о том, как появились Евангелия Нового Завета.
1. МАТФЕЙ И ИОАНН НЕ БЫЛИ ОЧЕВИДЦАМИ ВСЕХ СОБЫТИЙ, О КОТОРЫХ ОНИ ПИСАЛИ.
Возможно, некоторые считают, что Матфей, Марк, Лука и Иоанн просто записывали то, что они видели, сопровождая Спасителя на протяжении всего Его земного служения. Конечно, апостолы, такие как Матфей и Иоанн, были свидетелями некоторых событий служения Христа. Но некоторые события, о которых они писали, они никогда не видели сами.
Например, маловероятно, что Матфей присутствовал при рождении Спасителя (Матфея 1-2) или во время служения Спасителя до того, как он сам был призван стать апостолом (Матфея 9:9). Так же маловероятно, что Иоанн присутствовал при разговоре Иисуса с Никодимом (Иоанна 2) или с Самарянкой (Иоанна 4). Возможно, даже более чем возможно, что есть другие события в Евангелиях от Матфея и Иоанна, очевидцами которых эти апостолы не были.
2. МАРК И ЛУКА НЕ БЫЛИ ОЧЕВИДЦАМИ СЛУЖЕНИЯ СПАСИТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ЕГО СМЕРТНОЙ ЖИЗНИ.
Лука рассказывает нам, как он получил информацию, когда составлял свое Евангелие: «как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» (Лука 1:2). Перевод этого стиха в версии короля Иакова может вводить в заблуждение. На первый взгляд может показаться, что Лука говорит, что он был очевидцем, который получил информацию от других. Но это не имеет особого смысла. Если Лука был очевидцем, зачем ему получать информацию от других?
Лучшим переводом с греческого от Луки 1:2 было бы, что Лука получил свою информацию «как те, кто с самого начала были очевидцами и служителями Слова, рассказали об этом». Другими словами, Лука не выдает себя за очевидца, а скорее за получателя информации от очевидцев. Ранняя христианская традиция подтверждает, что сам Лука не был свидетелем земного служения Господа. В раннем христианском каноническом списке библейских книг под названием «Мураторианский канон» (ок. 2-го века н.э.) говорится о Луке: «Он сам не видел Господа во плоти». После смертного служения Христа, Лука стал миссионером-напарником Павла (см. Колоссянам 4:14 и 2 Тимофею 4:11), и со временем написал Евангелие от Луки.
Кроме того, очевидно, что и Марк не был свидетелем смертной жизни Спасителя. Этот Марк традиционно считается тем же, что и «Иоанн Марк», который стал миссионером-напарником Павла и Варнавы (см. Деяния 12:25). Ранний христианский автор по имени Папий (ок. 2 в. н.э.) объясняет, что после своего миссионерского опыта с Павлом и Варнавой, Марк, в конечном итоге, стал спутником главного апостола Петра в Риме. Папий также говорит, что Марк записал все, что Петр вспомнил о земном служении Спасителя, потому что сам Марк не был свидетелем этих событий.
3. ЛУКА ОПИРАЛСЯ НА РАНЕЕ НАПИСАННЫЙ МАТЕРИАЛ И УСТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ОТ ОЧЕВИДЦЕВ.
Если авторы Евангелий не были очевидцами всех событий, о которых они писали, то как они получали информацию для составления своих Евангелий? Существуют доказательства того, что они опирались на другие исходные материалы, включая ранее написанные Евангельские повествования, а также устную информацию от очевидцев и других лиц.
Евангелие от Луки дает нам наиболее точную информацию об этом процессе. В начале своего Евангелия Лука говорит нам, что «многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях» (Лука 1:1). Другими словами, Лука знает о многих ранее написанных Евангелиях (они стали «составлять повествования», то есть записывать), которые рассказывают, что христиане верили в Иисуса Христа.
Лука не говорит нам, каковы были эти ранее написанные Евангелия или кто их написал, но подразумевается, что он знает их и использует информацию, содержащуюся в них, когда он пишет собственное Евангелие. Большинство ученых приходят к выводу, что Лука использовал копию Евангелия от Марка и, возможно, другие написанные Евангелия, которые не сохранились до наших дней.
5. ПЕРЕВОД ДЖОЗЕФА СМИТА УКАЗЫВАЕТ НА ТО, ЧТО МАТФЕЙ ТАКЖЕ ОПИРАЛСЯ НА РАНЕЕ НАПИСАННЫЕ ИСТОЧНИКИ.
Есть доказательства того, что другие авторы Евангелий также полагались на ранее написанный материал. Например, когда в Евангелии от Матфея повествуется о рождении Иисуса (свидетелем которого сам Матфей не мог быть), в переводе Джозефа Смита говорится: «И ныне, как написано, рождение Иисуса Христа происходило таким образом…» (ПДжС Матфея 1:18). По-видимому, это служит признаком того, что письменное повествование о рождении Спасителя уже существовало до того, как было написано Евангелие от Матфея.
5. СОВРЕМЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ УЧИТ, ЧТО ИОАНН ТАКЖЕ ОПИРАЛСЯ НА РАНЕЕ НАПИСАННЫЕ ИСТОЧНИКИ.
Очевидно, что первая часть Евангелия от Иоанна вышла из ранее написанного источника. И 1 глава от Иоанна и УЗ 93 описывают Христа как Слово и утверждают, что Иоанн свидетельствовал о Спасителе (Иоанна 1:15 и УЗ 93:6). Но УЗ 93 цитирует непосредственно первоисточник («Я, Иоанн…» в УЗ 93:11-12, 15-16) и делает вывод: «Если вы верны, то получите полноту свидетельства Иоанна» (УЗ 93:18). На что здесь ссылается «свидетельство Иоанна»? Похоже, что это ссылка на письменное свидетельство Иоанна Крестителя.
В УЗ 93:15 говорится: «Я, Иоанн, свидетельствую, и да, отверзлись небеса, и Дух Святой сошел на Него в виде голубя и почил на Нем». Можно предположить, что этот Иоанн является Апостолом Господа, в честь которого названо Евангелие от Иоанна. Но в Евангелии от Иоанна 1:32 практически теми же словами, что и в УЗ 93:15, говорится: «И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем». Это Иоанн Креститель, который крестил Спасителя (сравните Иоанна 1:26). Таким образом, первая часть Евангелия от Иоанна (Апостола) взята из ранее написанного источника «Свидетельство Иоанна» (УЗ 93:18) – Крестителя.
6. ПРИЕМ, КОТОРЫЙ БЫЛ ИСПОЛЬЗОВАН ПРИ НАПИСАНИИ ЕВАНГЕЛИЙ, ТАКЖЕ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ КНИГИ МОРМОНА.
Некоторые люди предполагают, что информация в Евангелиях была просто дана Богом через откровение каждому автору Евангелий. Это, конечно, возможно. Но предположение, что авторы Евангелий не были очевидцами всех событий, о которых они рассказывали, и что они использовали ранее написанные источники, не должна никого удивлять, особенно если сравнивать с тем, что мы знаем о составлении Книги Мормона.
Главный составитель «краеугольного камня» наших Священных Писаний, пророк Мормон, не был свидетелем большинства событий, о которых он рассказывает. Мормон во многих случаях говорит, что он полагается на ранее написанный материал, в том числе на Малые листы Нефия и Большие листы Нефия (см. например, Слова Мормона 1:6-9). Нефий также использовал более ранние записи – записи своего отца – при составлении начала своего собственного повествования (1 Нефий 1:17).
Использование ранее написанных источников не исключает вдохновения и откровений. Скорее, это улучшает наше понимание того, что Бог работает через вдохновенных людей, чтобы они принесли в мир Его Священные Писания, тщательно выбирая, какой материал включить в их состав. И Мормон, и Нефий свидетельствуют, что они были вдохновлены в процессе составления и создания этих священных записей (см. например, 1 Нефий 6:3-6 и Слова Мормона 1:3-8).
Поэтому Книга Мормона служит для нас примером того, как лучше понять и оценить процесс, с помощью которого появились другие Священные Писания, в том числе Евангелия Нового Завета. Как свидетельствует Евангелие от Иоанна: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоанна 20:30-31).
Эта статья была написана Frank F. Judd, Jr. и опубликована на ldsliving.com под названием «6 Things You Never Knew About the New Testament»
Русский © 2019 LDS Living, A Division of Deseret Book Company | Englsih © 2019 LDS Living, A Division of Deseret Book Company.