Если и были люди, с которыми Спаситель имел проблемы, вероятно, это были фарисеи. Христос называет фарисеев безумными, змеями и ехиднами, и в какой-то момент даже говорит, что они «внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Матфей 23:27). На каждом этапе земного служения Спасителя всегда казалось, что где-то рядом притаились фарисеи, пытаясь сбить Его с толку или заставить Его выглядеть глупо. Стоит ли удивляться, что они так расстраивали Его?
В Библейском словаре отмечается, что фарисеи отделились от своих еврейских братьев и сестер и «гордились тем, что строго соблюдали закон Моисеев и избегали всего, что было как-либо связано с иноверцами». Что мне бросается в глаза, когда я читаю отрывок о фарисеях, так это следующая запись: «Учение фарисеев сокращало религию до простого соблюдения правил и поощряло духовную гордыню. Их поведение заставило многих иудеев сомневаться относительно Христа и Его Евангелия.» (Руководство к Священным Писаниям, Фарисеи). Это довольно серьезное утверждение, которое помогает нам понять, почему фарисеи действительно беспокоили Спасителя.
Когда я изучала тему фарисеев, я попыталась представить их в контексте Церкви сегодня. Какими бы они были, если бы они были мормонами? Что если их церемониальные одежды сменились бы юбками и галстуками? Что, если вместо того, чтобы ходить по улицам Иерусалима, они ходили бы по коридорам наших церковных зданий? Как бы они себя вели? Что бы они говорили и делали? Это потрясающая вещь, над которой можно поразмышлять, а также нечто, что помогает мне понять, почему Христос сказал нам: «По делам же их не поступайте» (Матфея 23: 3). Правда в том, что если мы не будем осторожны, каждый из нас может очень легко стать похожим на фарисеев. Итак, как это предотвратить? Что ж, вот несколько вещей, которые, как я подозреваю, могли бы делать фарисеи, если бы они были Святыми последних дней, и как мы можем этого избежать:
1. Они бы очень старались не впустить других в свое общество.
Если бы фарисеи были мормонами, они могли бы быть группой близких друзей в приходе, которые не хотели бы распространять свою дружбу на тех, кто, по их мнению, отличается от них. Они избегали бы членов Церкви, которые, по их мнению, не живут по Евангелию так, как должны были бы, держали бы своих детей подальше от семей со своенравными или имеющими вредные привычки детьми и, возможно, игнорировали бы новых членов Церкви, которые изо всех сил стараются вписаться. Они держались бы подальше от тех, кто не является членами Церкви вообще. Мормонский фарисей относился бы к своей группе друзей или даже к своему приходу как к эксклюзивному клубу и с удовольствием общался бы с 99-ю, даже не давая себе труда подумать об оставшемся.
Как мы можем избежать этого?
Мы можем вспомнить предписание Спасителя любить наших ближних как самих себя. Мы можем приветствовать кого-то новенького в нашем приходе, или, может быть, кого-то, кто ходит в приход в течение некоторого времени, но никогда не чувствовал, что вписывается. Вдобавок к тому, что мы посещаем Церковь ради поклонения и общения, мы можем начать искать людей, которые нуждаются в служении или доброте в своей жизни. Мы можем улыбаться и приветствовать каждого человека, с которым мы встречаемся, и убедиться, что они чувствуют себя любимыми. Мы также можем увеличить наши усилия, чтобы поддерживать связь и подружиться в нашем окружении с теми, кто не нашей веры.
2. Они критиковали бы пророков.
Исторически фарисеи были известны преследованиями и допросами пророков, особенно когда эти пророки взывали к ним из-за того, что они не живут согласно своей религии. Доказательством этому является то, что они отвергают пример Иоанна Крестителя, «не крестившись от [Христа]», и в той же главе вопрошают Спасителя, говоря: «если бы Он был пророк, то знал бы…» (Лука 7:30, 39) и т. д. Фарисеи, живущие сегодня, вероятно, сделали бы то же самое. Если бы фарисеи были мормонами, они отвергали бы послания пророков, которые не соответствуют их личным убеждениям или образу жизни. Они практиковали бы избирательное послушание в своей жизни, подчиняясь большинству заповедей, но, возможно, не самым важным. Слышать о заповедях, в соответствии с которыми у них не получилось жить, им было бы тяжело, и они могли бы насмехаться или критиковать пророков за то, что они говорят то, что им не нравится.
Как мы можем избежать этого?
Во-первых, мы можем слушать наших пророков, чтобы учиться, а не критиковать или давать им отрицательную оценку. Мы можем молиться о смирении, чтобы следовать за слугами Господа и понимать их, и мы можем молиться о том, чтобы знать, что то, что они говорят, истинно. Если есть одна или две заповеди, которые мы не соблюдаем, нам может быть тяжело слышать, что мы должны улучшить ситуацию в этой области. Вместо того чтобы набрасываться на кого-то или защищаться, или, что так же плохо, игнорировать это, мы можем потратить время на самоанализ и найти способы, с помощью которых мы можем работать над укреплением нашего послушания этим заповедям. Мы также можем серьезно относиться к конференции, живя и поступая в соответствии с услышанным, а не просто прослушивая ее.
3. Они придавали бы традициям такое же значение, как и учениям.
Многие из нас знакомы со всевозможными традициями, связанными с нашими приходами, такими как тип приемлемой в культурном отношении одежды, надеваемой в Церковь, день недели, в который проводятся неформальные мероприятия или даже определенная еда, которую мы приносим для приходских мероприятий. Если бы фарисеи жили сегодня, им было бы очень трудно увидеть разницу между такими традициями и учением. Фарисей, более чем просто посвятивший свою жизнь традициям, осудил бы любого, кто не следует тем же традициям, и относился бы к ним так, как если бы они жили вопреки принципам Евангелия. Они могли бы, например, решить соблюдать субботний день в святости, оставаясь в помещении весь день, но осуждать тех, кто ходит на прогулку всей семьей по воскресеньям. Они бы ошибались и путали бы то, что является учением Иисуса Христа с тем, чем оно не является (Марк 7: 8-13).
Как мы можем избежать этого?
Мы можем изучать Священные Писания, а не просто читать их. Мы можем узнавать об Иисусе Христе и его учении и поступать так, как поступил бы Он, осознавая, что Христос, вероятно, меньше обеспокоен тем, что группа ваших молодых женщин одним вечером поехала на рыбалку вместо того, чтобы делать браслеты, но больше обеспокоен вашим личным развитием и покаянием. Мы также можем уважать различие происхождений и предпочтения друг друга, признавая, что то, что мы живем по Евангелию определенным образом, не означает, что все должны делать это так же. Мы могли бы попытаться еще больше развить культурное разнообразие наших приходов, планируя новые мероприятия, принимая новые мысли и идеи, и вообще быть более открытыми проявлению индивидуальности, вместо того, чтобы делать что-то только потому, что это всегда делалось именно так.
4. Они были бы действительно хороши во внешнем поклонении, но они не смогли бы понять Искупление.
В чем, вероятно, мы можем отдать должное фарисеям, так это в том, что они были приверженцами жизни по букве закона. Живя в наши дни, фарисеи старательно платили бы свою десятину. Они делали бы это на каждом собрании, и они строго соблюдали бы Слово Мудрости. Однако, они не смогли бы сделать шаг назад и признать всеобъемлющую силу и полноту Искупления Иисуса Христа и его центральную роль в Евангелии (Матфей 23:23). Они определяли бы Евангелие его законами, но полностью забывали бы об Иисусе Христе и его милости.
Если бы фарисеи были мормонами, они бы тыкали пальцами. Они бросали бы вербальные и эмоциональные камни в членов своих приходов, которые согрешили, сплетничали бы за их спинами, игнорируя свои собственные несовершенства. Подобно фарисеям, которые привели к Спасителю женщину, взятую в прелюбодеянии, они подчеркнули бы, что закон требует от них наказывать вместо того, чтобы выразить милосердие или прощение. Мормонский фарисей не позволил бы Искуплению работать в жизни других, но относился бы к другим так, будто они недостаточно хороши для Искупления.
Как мы можем избежать этого?
Когда у нас возникает соблазн судить или осуждать тех, кто совершил ошибки, мы можем хоть ненадолго задуматься о тех ошибках, которые мы совершили в нашей собственной жизни. Мы можем помнить, что все мы грешники, и что наш Спаситель заплатил большую цену и за наши ошибки, а не только за ошибки наших ближних. Мы можем выражать любовь, когда у нас возникает соблазн выразить свое суждение. Как и наш Спаситель, мы можем быть милосердными и добрыми, а не духовно гордыми и неумолимыми, как древние фарисеи.
Мы также можем прилагать больше усилий, чтобы понять Искупление и применять его в своей жизни. Оно не является какой-то маленькой частью Евангелия. Это и есть все Евангелие. Если мы решаем не понимать или не ценить его так, как этого ожидает наш Господь, мы теряем весь смысл нашего существования и оскорбляем Его жертву. Наш Спаситель – причина всего. Так и относитесь к Нему и будьте как Он.
Иисус Христос является величайшим примером того типа прихожанина, которым можем стать и мы. Когда Он умоляет нас в Священных Писаниях не быть подобными фарисеям, Он делает это потому, что они сильно вредят своими поступками как Церкви, так и самим себе. Они были препятствием своему собственному духовному развитию, факт, который, должно быть, причинял боль Господу так же, как и отсутствие у них милосердия. Давайте удостоверимся, что наши поступки более соответствуют делам нашего Спасителя, чем действиям фарисеев. Только тогда мы действительно сможем измениться в этой жизни.
Эта статья была написана Arianna Rees и опубликована на ldsliving.com под названием «4 Signs You’re Acting Like a Pharisee and How to Stop Now».
Русский © 2017 LDS Living, A Division of Deseret Book Company | Englsih © 2017 LDS Living, A Division of Deseret Book Company.