Мы знаем, что не должны думать о грехе, потому что «каковы мысли в душе его, таков и он» (Притчи 23:7). Итак, на чем же нам следует сосредоточиться? На том, как избежать греха? Не совсем.
Павел писал: «Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно,что только добродетель и похвала, о том помышляйте»(к Филиппийцам 4:8). Обратите внимание, что Павел не предлагает нам тратить время на размышления о том, как избежать искушения.
На курсахпо вождению учеников учат сосредотачиваться на своей полосе движения и дороге перед машиной. А те водители, которые постоянно следят за тем, чего они хотят избежать, например, за транспортом на встречной полосеили деревьями на обочине дороги,вполне могут врезаться прямо в них. В жизни мы не должны зацикливаться на том, чего мы пытаемся избежать; вместо этого нам нужно сосредоточиться на том, чего мы хотим достичь.
Христос продемонстрировал этот принцип, когда учил закону более высокому, чем Десять заповедей. Вместо списка того, чего мы делать не должны, Он дал нам заповеди блаженства. Вместо того, чтобы сосредоточиться на списке из десяти вещей, которые нельзя делать, Он объяснил, что все заповеди укладываются в два позитивных направления: любить Бога и любить ближнего. Любовь к Богу и любовь к ближнему– это то, что чисто, честно, справедливо, прекрасно, добродетельно и достойно похвалы. Фактически, само определение греха сосредоточено на положительном: «кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иакова 4:17).
Позитивный фокус также более эффективен с неврологической точки зрения. Нашему уму трудно отрицать образы и мысли. Попробуйте вот что: не думайте о носороге. Вы подумали о носороге? Уверен, вы это сделали. Прежде чем мы сможем избежать конкретной мысли, наш мозг должен сначала вызвать в воображении нежелательную вещь. Итак, несмотря на наши лучшие намерения, не все части нашего разума или нервной системы взаимодействуют друг с другом. Определенные механизмы мозга при активации реагируют на нежелательные мысли или образы как на еще одну цель, и биологические программы автопилота включаютсянемедленно, независимо от наших намерений. Таким образом, даже временный негативныйфокус на искушении может продлить нашу склонность к нему.
Брюс Фордхэм из Семейной службы СПД дал аналогичный совет в журнале Ensign: «Подумайте о том, как вы реагируете на негативную или неуместную мысль, которая приходит вам в голову, либо в результате нездорового образа мыслей, либо просто потому, что вы плотский человек (см. Мосия 3:19; УЗ 67:12). Возможно, вы ругаете себя. А может быть, вы повторяете себе, что не стоит думать об этом. В случае первого ответа вы невольно ослабляете свою устойчивость к таким мыслям и снижаете чувство собственного достоинства и уверенности. Вторым ответом вы бессознательно придаете энергию и силу нежелательной мысли, повторяя ее образ. Это происходит потому, что наш мозг не может заменить что-то ничем. Когда нет другой мысли или действия, которые могли бы заменить негативные мысли, мысль открыть шкаф, пропустить гол или съесть торт укореняется из-за повторения образа в уязвимом сознании».
Более того, учитывая наше врожденное стремление к сохранению и реализации данной нам Богом (и отвоеванной) свободы выбора, чем чаще мы говорим себе: «ты не можешь делать то-то» или «ты не должен делать то-то», тем более подсознательно мы склонны к бунту. В конце концов, вся эта земная жизнь – это использование нашей свободы выбора. По словам Президента Дэвида О. Маккея, «После дара самой жизни право распоряжаться этой жизнью – величайший дар Бога человеку». Нам нужно знать, что мы делаем положительный выбор, чтобы направить свою жизнь, а не просто бунтовать или бороться с негативными выборами. Это важно для того, чтобы мы могли прояснить наши истинные желания.
Эти принципы также помогают более эффективно сосредотачиваться на заповедях. Например, вы не сможете полностью быть послушны Слову Мудрости, если думаете о нем только как о фарисейском списке запретов. Давайте будем честными: неужели вы всерьез думаете, что разумно выпивать целый литр пепси, в котором содержится много сахара, или выпивать два энергетика каждое утро, когда вам не следует пить даже зеленого чая? Кажется ли вам это правильным? Соблюдаете ли вы честно дух Слова Мудрости, если каждый день объедаетесь фастфудом? Это не означает, что каждый может «в совершенстве быть послушным» духу Слова Мудрости. И вместо того, чтобы думать, что «мы не можем только пить, курить или принимать наркотики», мы станем менее «ленивы» и гораздо более «мудры», когда сосредоточимся на укреплении нашего желания поддерживать свое тело в отличной форме (УЗ 58:26).
Точно так же, вместо того, чтобы рассматривать закон целомудрия как правило, запрещающее совершать какие-либо сексуальные действия с людьми, с которыми мы не состоим в браке, мы могли бы сосредоточиться на позитивном: «люби [мужа или] жену свою всем сердцем своим и прилепись [к нему или] к ней и ни к кому другому» (УЗ 42:22).
Есть бесконечное количество способов, с помощью которых каждый из нас мог бы лучше проявлять свою любовь и стать лучшим супругом.
Когда моей дочери Элле было пять, она услышала, как я ворчу о том, что не нахожусредство от складок на одежде. Я опаздывал на мероприятие, и у меня была мятая рубашка. Желая помочь, Элла пришла в восторг.
«Папа, я знаю, где находится средство от складок!» воскликнула она.
«Ты знаешь?»
«Ага, пойдем. Я покажу тебе».
Я обрадовался. День был спасен. Элла взяла меня за руку и повела в прачечную. «Вот оно, папа», – сказала она, указывая на утюг и гладильную доску. «Хочешь, я покажу, как им пользоваться?»
Если бы я больше помогал по дому, возможно, моя пятилетняя дочь не подумала бы, что ей нужно показывать мне, как работает утюг. Надо признаться, хотя я и знал, как он работает, я никогда им не пользовался. Помощь по дому без ожидания, что вас о ней попросят,– один из бесчисленных способов продемонстрировать любовь. А фокусировка внимания на любви, а не на избегании искушений, гораздо эффективнее удерживает нас на совершенном пути Господа. Сосредотачивать свое внимание на Христе –вот лучший способ преодолеть искушение.
Эта статья была написана Robert Reynolds и опубликована на ldsliving.com под названием «Why We Shouldn’t Focus on Avoiding Sin»
Русский © 2021 LDS Living, A Division of Deseret Book Company | Englsih © 2021 LDS Living, A Division of Deseret Book Company.