Однажды, во время учебы на юридическом факультете Нью-Йоркского университета, я проходил мимо двух бездомных девушек в Вест-Виллидж. Когда одна из них попросила денег на еду, я купил им гамбургеры и картошку фри. Пока мы ели, они рассказали мне о своей жизни на улице.
Их истории были полны отчаяния. Под большим количеством пирсинга, татуировок и грязной одежды я увидел двух грустных и одиноких молодых женщин лет двадцати с небольшим. Они рассказали об опасностях, связанных с ночевками в парках, о том, как их ограбили на улице, и о плохом опыте, который они получили в приютах для бездомных.
«Что же вам нужно, девушки?» – спросил я.
Они сказали, что шестидесяти долларов будет достаточно, чтобы поесть и снять комнату в дешевом мотеле.
Я почувствовал к ним сострадание.
«Так что, если бы я встречал вас на этом углу и давал вам по шестьдесят долларов каждый день, вы были бы счастливы?»
После минутного молчания младшая из них заплакала и покачала головой.
«Чем же я могу помочь?» – спросил я.
«Нам нужна работа», – объяснила вторая. Из-за того, что у них не было резюме и чистой одежды, их не хотели нанимать в тех местах, куда они приходили. Я взял номер их мобильного телефона и вызвался помочь.
Сначала я нашел работу по обслуживанию клиентов и связался с девушками. Мы снова встретились на углу той улицы, и они сказали мне, что не хотят работать секретаршами или по телефону. Они также не хотели работать в двух разных местах. Чего они хотели – это вместе работать официантками в ресторане. Это было несколько привередливо, но они казались искренними. Итак, я снова просмотрел объявления в разделе «требуются помощники», и позвонил туда.
Я нашел доброго человека, который согласился предоставить двум молодым женщинам рабочую форму и работу официантками в русском ресторане. Даже не видя их, он дал им эту возможность исключительно потому, что согласился с тем, что этим двум бездомным девушкам просто нужен шанс. Когда я сказал об этом девушкам, они разрыдались. Они были так благодарны, так взволнованы. Я дал им адрес, дату начала работы и время. Они сказали, что место и часы работы идеальны. Я чувствовал себя прекрасно.
К сожалению, это чувство длилось недолго. В первый день они не пришли на работу. Я убедил их работодателя дать им еще один шанс. Когда я пришел к ним, они рассказали мне историю о том, как застряли в Бруклине и вынуждены были «следить за домом друга». Я сказал, что у них есть еще один шанс поработать на следующий день, но если они не появятся там, то потеряют работу. Они очень сильно извинялись и благодарили меня, поклявшись, что будут там.
И снова они не пришли.
Когда я позвонил им, разочарованный, то получил еще одно жалкое оправдание. После очередного разговора с владельцем ресторана, я сказал им, что они могут выйти на работу в любой день, когда захотят, и что он даст им шанс. Я также сказал, что больше не буду их проверять. Если они действительно хотят эту работу, то она их ждет.
Спустя несколько недель я столкнулся с теми же девушками, просящими милостыню на улице. Как оказалось, в ресторан они так и не пошли. Я подумал, не устроить ли им разнос, но потом понял, что оно того не стоит.
У этих девушек была тяжелая жизнь, и они явно нуждались в помощи. Их просьбы о помощи казались искренними. Но, в конце концов, их желания оказались недостаточно искренними. Они только думали, что им нужно то, что я могу предложить. Им нравилась идея стабильной работы, но они никогда так и не решились ее осуществить.
Так же, как и в случае с этими двумя обездоленными молодыми женщинами, если мы не уверены, что нуждаемся в помощи, Бог не сможет нам помочь. Только когда мы по-настоящему честны – со «всем устремлением сердца» и без «лицемерия» или «обмана перед Богом» (2 Нефий 31:13) – тогда Господь желает и может даровать нам великую перемену сердца.
Алма, рассказывая притчу об эксперименте с семенем, объяснил, что нам нужно «использовать лишь крупицу веры» – частичку такую же маленькую, как искреннее «желание поверить», – чтобы Господь помог нам (Алма 32:27). Затем нам нужно «позволить этому желанию воздействовать на [нас]», и поскольку это семя желания хорошее – пока мы питаем его и не выбрасываем, – оно начнет расти (Алма 32:28). Мы не нуждаемся в полноценной вере прямо так, сразу. Подобно отцу того одержимого сына из Библии, нам нужно искреннее «желание верить». Нужен искренний настрой. Когда искренность сочетается с глубоким смирением, Господь дает нам больше желания и веры.
Опять же, роль дел вторична. Обратите внимание на вид дерева, которым становится семя Алмы: «дерево жизни» (Алма 32:40). Это семя искреннего желания вырастает в то самое легендарное дерево, которое снилось Легию и Нефию. Плод этого дерева – любовь Бога. А чистейшая любовь Христова– это милосердие, которое порождает добрые дела. Мы не делаем сначала добрые дела, а затемполучаем веру, и мы не можем спастись сами. Если мы смиренно и искренне желаем верить, Господь поможет нашему неверию, даст нам веру для покаяния и наполнит нас Своей любовью. Когда мы будем исполнены милосердия, за этим неизбежно последуют добрые дела.
Итак, если разобраться, Господь дает нам то, что мы хотим! Бог «дарует людям согласно их желанию» (Алма 29:4). Даже сыны погибели получают то, что хотят (см. УЗ88:32). Действительно, все мы будем «наслаждаться тем, что [мы] готовы (то есть хотим) получить». «Наилучшие дары» «даются во благо тем, кто любят [Бога] и соблюдают все заповеди [Его], и также тому, кто старается делать это» (УЗ 46:8–9, выделено автором). Нам просто нужно решить, действительно ли мы хотим, чтобы Он вмешался в нашу жизнь и помог сделать наши желания праведными.
Нам нужно изначальное желание, чтобы позволить Господу помочь. Учитывая нашу нравственную свободу выбора, желание – это то, что не может развиваться против нашей воли. Нам нужно желать постоянных изменений, иначе Господь не будет вмешиваться. В частности, нам нужно желать, чтобы Он не просто изменил нашу способность преодолевать искушения, но изменил сам наш настрой. Мы должны хотеть, чтобы Он изменил наши стремления, чтобы Он изменил наши желания. Мы должны без каких-либо сомнений или колебаний искренне хотеть иметь желание, чтобы наши «грехи, от которых мы получаем удовольствие», ушли навсегда, без всяких сомнений и колебаний.
Мы должны решительно желать великой перемены сердца, потому что, когда мы застреваем в циклах греха, другого выхода нет. Мы не можем оставить эти грехи в одиночку силой воли, иначе мы уже сделали бы это.
Опять же, как объясняет Старейшина Беднар, эта перемена – «не только результат усердной работы или развития самодисциплины. Это следствие фундаментальных перемен в наших желаниях, стремлениях и в нашей природе, и эти перемены стали возможными благодаря Искуплению Христа-Господа». Благодаря Искуплению и духовному вмешательству великого Посредника мы можем преодолеть «как грех, так и желание грешить;победить и порок, и тиранию греха».
Почему мне потребовалось столько лет, чтобы осознать это?
Окончив семинарию и проучившись год в УБЯ, я думал, что понимаю Искупление. Я не сомневался в этом до тех пор, пока однажды не произошел разговор между моим напарником и мной, когда я, новопризванный миссионер, лежал в постели и пытался заснуть.
«Я просто не понимаю», – тихо сказал мой старший напарник. Было поздно, и я устал. «Я просто не понимаю», – повторил он. Закрыв глаза, я хотел, чтобы он перестал говорить и уснул. Однако после того, как он повторил это снова, я ничего не мог с собой поделать.
«Чего ты не понимаешь?»
«Искупление», – ответил он. – «Я просто не понимаю этого».
Что ж, этот миссионер собирался вернуться домой после двух лет служения, а я еще не износил ни одной пары носков. Но меня это ночное заявление немного смутило, и я заглотил наживку.
«Чего ты не понимаешь?»
«Как оно действует».
«Что ты имеешь в виду?»
«Как это вообще возможно, ну ты понял».
Я помню, как пытался держать рот на замке, пытался заснуть, но мне было любопытно, чего этот старейшина не понимал. Конечно, я слышал, как некоторые Братья говорили, что есть в Искуплении что-то, чего они не понимают. Но я не знал точно, что конкретно это было. Я не знал того, чего не знал, так сказать. Я также чувствовал, что этот старейшина пытался устроить представление.
«Ты думаешь, ты понимаешь, как это возможно?» – спросил он после того, как я промолчал.
Я ничего не мог с собой поделать. «Не знаю, дума юда. Христос смог взять на Себя наши грехи и воскреснуть, добровольно воплотив план Отца в жизнь в предземном существовании и живя без греха. У Него должна была быть смертная мать (Мария), чтобы Он мог испытать искушение и умереть, и божественный Отец (Небесный Отец), чтобы Он мог быть безгрешным и воскреснуть».
«Ты не понимаешь», – сказал мой напарник.
«Чего я не понимаю?» – расстроенно спросил я.
«Ты просто не понимаешь».
Будучи на взводе, я смог заснуть только через несколько часов. Мне жаль признавать, что я носил это разочарование с собой на протяжении всех месяцев, проведенных с этим напарником. И с тех пор я много раз думал об этом случае.
Теперь я понимаю, что действительно многого не знаю об Искуплении (в том числе до сих пор не знаю того, чего я не знаю). Что еще более важно, с тех пор я узнал важные составляющие Искупления, которых не понимал, когда служил на миссии. Даже неловко от того, как мало я знал по сравнению с той уверенностью, которую когда-то демонстрировал.
Я не понимал, что благодать – это то, что мне необходимо для послушания, а не просто некая «разница», которую Христос восполнит после моей смерти. Я не осознавал, что Искупление предназначено не для того, чтобы я просто снова и снова каялся в одних и тех же грехах, а для того, чтобы устранить само мое желание совершать грех. Например, Искупление не только прощает человека за прелюбодеяние; оно может удалить похоть из его или ее сердца. Конечно, я читал о великих переменах сердца. Но по какой-то причине я не осознавал, что это относится и ко мне. Подозреваю, что я не одинок в этом неполном понимании.
В этой жизни мы все нуждаемся в перемене сердца – постепенной или великой, а скорее всего, в неоднократной. Первый шаг к получению этого жизненно важного благословения Искупления – это решительно захотеть этого.
Эта статья написана Robert Reynolds иопубликованана ldsliving.com подназванием «The One Thing That Prevents the Lord from Helping Us Change»
Русский © 2021 LDS Living, A Division of Deseret Book Company | Englsih © 2021 LDS Living, A Division of Deseret Book Company.