Иногда, пытаясь доказать свою верность Евангелию, мормоны создают стандарты, требующие гораздо большего, чем просит от нас Господь. Поэтому, прежде чем тратить слишком много энергии, пытаясь жить по этими «высшим» стандартами, мы должны спросить себя: «Живем ли мы в соответствии с Евангелием культуры или в соответствии с Евангелием Господа»
В своей новой книге Finding Inner Peace: Lessons Learned from Trying too Hard («Найти внутренний покой: уроки, извлеченные из слишком усердных стараний»), Брент Л. Топ и Венди C. Toп делятся глубоким личным опытом о том, как попытки жить по «Евангелию культуры» серьезно повлияли на Венди и всю семью, так как она страдала от нервных срывов и сражалась с клинической депрессией. Они пишут:
Когда Венди начала оценивать причину своей боли и изнеможения, она поняла, что есть два основных стандарта, которые мы часто устанавливаем для себя в Церкви – стандарт Господа и социальный стандарт. Однажды она сделала список заповедей Господа. Во второй колонке рядом с каждой из них она затем написала более строгие интерпретации, которые сложились в культуре мормонов. Возможно, они появились так же, как и хорошо продуманные «заборы», которые выросли вокруг закона Моисея среди книжников и фарисеев. Чтобы не нарушать какую-либо заповедь, они предписывали ряд более конкретных, более строгих ритуалов, которые препятствовали бы им даже приблизиться к нарушению закона, и это позволило бы им демонстрировать якобы большую верность, чем то, что требовалось для соблюдения конкретной заповеди. Однако в своем усердиеи они часто становились одержимыми буквой этих меньших законов, не обращая внимания и нарушая дух первоначального закона. Хуже всего то, что они установили стандарт праведности, в соответсвии с которым они судили других неправедно. Хорошим примером была их кощунственная попытка осудить Иисуса Христа за исцеление человека в субботу (см. От Луки 6:7).
В меньшей степени, но и сегодня многие попадают в ловушку этих заборов. Мы можем руководствоваться хорошими намерениями в наших попытках быть «супер-верными», но когда эти более высокие стандарты, которые мы создали для себя, – соблюдение котрых не обязательно ожидает от нас Господь, – используются для того, чтобы судить о себе или других неправедно, они становятся камнями преткновения, а не ступеньками.
Например, первой заповедью в списке Венди была заповедь «размножаться и наполнять землю». В нашем обществе кажется популярной интерпретацией этого то, что каждая пара должна иметь большую семью. Несколько доброжелательных членов Церкви (всегда те, кто был благословлен возможностью, здоровьем и энергией, чтобы иметь и воспитывать много детей) любезно указывали на наш недостаток в этой области. Такие культурные представления – то ли едва заметные, то ли откровенно выссказываемые – в значительной степени зависели от того, где мы жили. Например, когда мы жили на Восточном побережье Соединенных Штатов, многие люди, как члены Церкви, так и те, кто не был нашей веры, были поражены тем, что Венди могла так много делать с таким количеством детей. Когда мы вернулись в Юту, наша ранее большая семья внезапно превратилась в маленькую семью. В этих культурных условиях мы чувствовали свое несоответствие, потому что у нас было всего четверо детей. Венди полагала, что у нее действительно должно быть больше детей, чтобы духовно соответствовать какому-то общепринятому количественному стандарту матери в Сионе, не смотря на то, что она уже чувствовала, что она достигла своего эмоционального предела. Мы хотели быть верными, и поэтому мы пытались завести еще одного ребенка в то время, когда у Венди был нервный срыв.
Другим примером, который она записала, было Слово Мудрости. Несколько основных законов в области здоровья изложены в откровении, записанном в разделе 89 Ученя и Заветов, но, похоже, многие пытаются пристроить к ним свои «заборы». Некоторые пытались предположить, что употребление белого хлеба или очищенного белого сахара является нарушением Слова Мудрости. Другие добавили бы шоколад в список запрещенного. Кока-кола является самым печально известным и спорным пунктом; хотя употреблять ее может быть и не разумно, но это не является грехом. Тем не менее, Венди потратила годы, переживая по поводу склонности одно из членов семьи (это не относится ни к кому из детей) употреблять это якобы запрещенное вещество. Она даже тратила время, чтобы читать ему нотации по этому поводу, думая, что его спасение находится под угрозой, и беспокоясь о том, что другие могут быть сбиты с толку его «плохим» примером. Такое отношение нарушало гармонию в доме гораздо больше, чем употребление колы, и, несомненно, больший грех был ее.
Нам также заповедано служить и выполнять свои обязанности в Церкви, чтобы возвеличивать наши призвания. В своем усердии многие интерпретировали это как то, что мы никогда не должны отказываться от какого-либо призвания или просить освободить нас от него. Это был стандарт, которому, как чувствовала Венди, она должна была соответствовать, когда она служила в качестве Президента первоначального общества и была уставшей, измотанной матерью троих детей в возрасте до трех лет. Все разваливалось дома, но она постоянно принимала дополнительные поручения, считая, что она должна быть верной. Хуже всего, она постоянно забывать нашего младшего ребенка. Ее жизнь была настолько занятой и напряженной, что она забывала и оставляла ребенка в доме собраний или в других местах. Это еще не все: ребенок выглядел так, как будто ее недавно выпустили из концентрационного лагеря, потому что Вэнди редко успевала убедиться, что она выпила все содержимое бутылочки. Когда наш брак, наконец, начал страдать от постоянного напряжения, Венди однажды молилась, чтобы Господь дал епископу поянть, что ее надо освободить от призвания, потому что она не решалась попросить его сама. На следующий день епископ сказал ей: «В последнее время я чувствую себя так, как будто должен освобовить вас от призвания». К счастью, Господь не ожидал от нее, что она будет держаться за призвание, чего бы это не стоило; она просто думала, что Он этого от нее ожидает только потому, что другие говорили, что Он этого от нее ожидает.
Когда Венди составила свой список, она поняла, что попала в такую ловушку почти с каждой заповедью. Она практиковала «Евангелие в его популярной интерпретации» вместо того, чтобы жить по Евангелию в соответствии с руководством Святого Духа. В конечном счете, это была ее собственная ошибка, но она поняла, что во многих отношениях традиционное мормонское общество (а не сама учрежденная Церковь) могло способствовать ее заблуждению. Президент Бригам Янг предостерегал святых последних дней своего времени от такого отношения, которое, как правило, оказывало ненадлежащее социальное давление на других:
«Как я сожалею о невежестве этого народа – как мое сердце переполняется скорбью, когда я вижу так много старейшин в Израиле, которые желают, чтобы все соответствовали их стандартам и были измерены их мерой. Каждый человек должен четко соответсвовать их жестким рамкам или должен быть подогнан под эти рамки: если он слишком короток, его надо растянуть, чтобы он соответствовал этим требованиям.
Если они видят заблудшего брата или сестру, чей курс не соответствует их конкретным представлениям, они сразу же делают вывод, что он или она не может быть святым, и лишают их своего общения, считая, что, если они следуют по праведном пути, другие должны иметь точно такой же вес и размеры, как и они.» (Journal of Discourses, 8:8-9).
В целом, святые последних дней – послушные и искренние люди. Однако, желая быть верными во всем, мы, вероятно, создали культуру, которая в некоторых случаях и в некотором роде может неосознанно уделять слишком много внимания нашему внешнему соответствию и, в свою очередь, создавать нереальные и даже ложные нормы праведности. Хотя мы должны, когда это необходимо, оценивать некоторые вещи с точки звения внешнего поведения, мы не можем воспринимать это поведение как самоцель и забывать, в конечном итоге, что оно означает – внутренняя сущность, сформированная в соответствии с образом Христа. Иногда намеренно, иногда ненамеренно, мы можем оказывать сильное социальное давление друг на друга, чтобы продемонстрировать явно заметные хорошие дела – чем более заметные, тем лучше.
Например, Венди увидела, что мы можем непреднамеренно сдерживать собственное или чужое хорошее поведение, чтобы соблюдать стандарты, а не добрые, неизменные и заботливые правила и заповеди Господа. Венди могла слышать (и, несомненно, делать) такие благонамеренные заявления, как «Мы ни разу не пропустили семейный домашний вечер». «Семья епископа никогда не смотрит телевизор в воскресенье» или «Пророк сказал, что мы должны читать Священные Писания в течение получаса каждый день». Список может продолжаться. Хотя такие заявления призваны воздавать должное верным и приводить их в пример, они наносят раны разочарования тем (таким как Венди, и, возможно, многим из нас), кто изо всех сил старается делать все возможное, но не могужет соответствовать таким высоким стандартам в какой-то конкретной области. Тогда такие люди могут чувствовать, что их усилия недостаточны.
Хуже всего, как обнаружила Венди, что конкретная интерпретация живой заповеди может быть не тем, чего Господь ожидает или даже хочет от каждого человека. Убеждать с любовью и поощрять даже самые маленькие усилия, было бы лучшим способом мотивации друг друга: «Постарайтесь проводить регулярные семейные домашние вечера и не сдавайтесь, если время от времени вы будете пропускать». «Постарайтесь хранить субботний день в святости, следуя побуждениям Духа и делая то, что лучше всего подходит для вашей семьи». «Если вы можете, читайте Священные Писания в течение получаса каждый день, как советовал Пророк, но если не получается, читайте, когда сможете. Это лучше, чем ничего!» Это было бы лучшим способом поощрения действий, которые приведут к изменениям внутренней и внешней сущности. Мы должны помнить мудрую поговорку о том, что цели (или заповеди, в данном случае) – это звезды, которые ведут нас, а не палки, которыми мы бьем себя.
Церковные программы также могут создавать высокие ожидания, если их не применять с любовью, гибкостью и чуткостью. Вдохновленные программы, которые должны были привести Венди к спасению, были теми вещами, которые иногда обескураживали, перегружали и, по-видимому, осуждали ее из-за своих постоянных требований. Она забыла, что люди и их потребности важнее программ и их требований. Когда Венди вдруг не могла делать все, что требовалось в соответствии с программами Церкви, были такие, которые ставили под сомнение ее верность, даже если ее сердце было столь же приверженным, как и раньше, если не больше. Они также неверно поняли саму суть программ Церкви по совершенствованию.
Наконец, поскольку лидеры и родители разочарованы статистикой или другими внешними показателями, которые, похоже, показывают несоответствие, мы можем прибегнуть к мотивации чувством вины, постоянно говоря друг другу, что мы делаем недостаточно. Другие факторы, в том числе разочарование и хитрые уловки сатаны, также могут создать социальное давление, которое мы оказываем на себя и друг на друга, чтобы соответствовать ожиданиям и выполнять роль. Если мы не будем постоянно внимательны, мы можем сделать такое давление сильнее, чем постоянное увещевание с любовью просто жить по евангелию Иисуса Христа в соответствии с милостивым и мягким руководством Святого Духа.
Старейшина Даллин Х. Оукс предупреждал против такой тенденции в отношении генеалогической работы, но мы предлагаем применять его совет более широко: «Члены этой Церкви имеют много личных обстоятельств: возраст, здоровье, образование, место жительства, семейные обязанности, финансовые обстоятельства и многое другое. Если мы будем призывать членов Церкви к этой работе без учета этих индивидуальных обстоятельств, мы скорее сможем вызвать чувство вины, чем продвигать работу». (“Family History: In Wisdom and Order,” Ensign, June 1989, 6).
Мы повторяем слова президента Рассела М. Нельсона, который сказал: «Мое сердце с добросовестными святыми, которые из-за своих недостатков позволяют депрессивным чувствам украсть их счастье в жизни. Мы все должны помнить: человечество есть, дабы иметь радость – а не чувство вины!» (“Perfection Pending,” Ensign, Nov. 1995, 86.)
Неуловимое чувство собственного достоинства и внутреннего покоя приходят не от того, что можем сделать мы, а от того, что Господь может сделать с нами.
Многие святые последних дней, действуя из лучших побуждений, живут по евангелию по очень строгим, созданными ими же самими принципам. По правде говоря, по отношению к самим себе мы часто являемся необоснованно суровыми надсмотрщиками по сравнению с мягкими, добрыми, любящими и нежными действиями Господа. Научитесь наслаждаться внутренней тишиной, которая приходит только от жизни по Евангелиею в соответствии с руководством Святого Духа.
Эта статья была написана Brent L. Top и Wendy C. Top и опубликована на ldsliving.com под названием «When We Try to One-Up the Lord’s Standards: Culture vs. Commandments».
Русский © 2017 LDS Living, A Division of Deseret Book Company | Englsih © 2017 LDS Living, A Division of Deseret Book Company.