Противоречие между днем субботним и работой заставляет меня в духовном смысле всегда быть на чеку, быть бдительным, чтобы помнить священный день Бога и находить время для умственного отдыха и духовного роста, какими бы ни были обстоятельства.
Сложности – это наиболее постоянные жизненные реалии.
Однажды воскресным утром я проснулся и увидел, что ночью из-за бурана выпало около 30 сантиметров снега. В глазах девятилетнего мальчика это было очень красиво, просто восхитительно. Однако для моей более опытной матери это значило, что ей придется взять меня и моего 14-летнего брата с собой, чтобы расчистить дорожки в семейном мотеле в самый священный из дней недели.
«Но мама, мы же не должны работать в воскресенье» – сказал мой духовно настроенный брат, обеспокоенный тем, что мы непочтительно отбрасываем в сторону одну из важнейших библейских заповедей.
«Ну, это необходимо сделать» – сказала мама, ее лицо выражало некоторое беспокойство из-за того, что приходится просить нас помочь ей в воскресное утро. «Мы же не хотим, чтобы наши гости вязли в снегу и падали на льду».
Этот случай – единственный обрывок памяти, сохранившийся у меня от того дня – стал незабываемым уроком, который помогает мне противостоять подобным воскресным рабочим дилеммам сейчас, более 20 лет спустя. Моя мама учила нас (и это урок, который я оценил только оглядываясь назад), как уравновешивать взаимоисключающие заповеди – в этом случае, повеление «не делать никакой работы» в день субботний (Исход 20: 10) и повеление работать и чтить ранее принятые обязательства и обещания нашему ближнему (см. Бытие 3:19; Исход 20:16).
С тех пор мне было интересно: возможно ли почитать Бога, работая в день субботний?
Примириться со сложной реальностью
Сам вопрос звучит еретически. Все же многие люди работают по воскресеньям не из желания рассердить Бога, им скорее приходится неохотно подчиняться практическим реалиям жизни. Мы знаем слова Иисуса о том, что «суббота была дана человеку как день отдохновения» (Перевод Джозефа Смита, Марк 2:26 [приложение]), но в нашем мире, в котором модно всегда быть доступным по смартфону, представить день субботний как день тишины и покоя для многих очень сложно – даже для Церковных работников, одним из которых являюсь и я.
Большой мир просто не останавливает
свой неистовый водоворот ради
искренне верующего.
Мои мать и отец привили мне дух воскресного богослужения в доме моего детства. Воскресенье было днем, когда мы вместе ходили в церковь, однако между августом и мартом мой папа часто путешествовал (и все еще продолжает) по воскресеньям, исполняя обязанности спортивного комментатора. Мой собственный выбор и решения относительно дня субботнего пришли годы спустя, когда моя двухгодичная миссия подходила к концу. Я предвидел приближающееся столкновение между повелением соблюдать день субботний и требованиями избранного направления в университетском обучении и карьере – журналистика и связи с общественностью. Воскресная работа неизбежна в таком мире: газета, выходящая в понедельник, создается в воскресенье, и большой мир просто не останавливает свой неистовый водоворот ради искренне верующего.
Может ли кто-нибудь полностью развязать этот узел? Я знаю то, что я примирился с этой сложной реальностью в колледже 10 лет назад. Я продолжал работать в выбранной профессии, и с тех пор, как я стал журналистом и специалистом по связям с общественностью – в том числе и сейчас, когда я работаю на церковь – мне пришлось работать много воскресений. Такая церковная работа – хоть это и благородно звучит – всё же работа. Она истощает тело и ум в воскресенье так же сильно, как с понедельника по субботу. И я знаю, я не одинок в своей воскресной работе – многие сотрудники полиции, пожарные, врачи, медсестры, пилоты, журналисты и другие вынуждены периодически работать в воскресные смены (не говоря уже об усилиях родителей, которые проводят с маленькими детьми 24 часа в сутки 7 дней в неделю).
Легких решений не бывает, и в этом смысле мы можем многому научиться у наших еврейских друзей, многие из которых очень хорошо соблюдают день субботний. Бывший Сенатор США Джо Либерман, ортодоксальный еврей, чьё почитание дня субботнего было глубоким и достойным восхищения в течение 30 лет государственной службы, был предан законам своей веры относительно дня субботнего и, когда необходимо, исполнял срочные государственные обязанности, которые только он мог выполнить.
«В конечном итоге, – сказал он о своих собратьях-евреях, – каждому из нас придется толковать Тору для себя, делая то, что кажется правильным… Когда обстоятельства требуют, [Бог] хочет, чтобы мы прервали наш отдых и сделали то, что нужно сделать, в частности, охраняли свою жизнь и здоровье, защищали свою безопасность и помогали другим в их нуждах». Сенатор Либерман также говорит, что мы должны быть осторожными, чтобы «не ставить форму выше содержания, не поднимать закон выше ценностей, на которых закон основан, и не забывать, что день субботний – прежде всего день, чтобы поддерживать жизнь, которую Бог дал нам» (The Gift of Rest, 177, 182-83).
Чтобы душа жаждала дня субботнего
Помня мудрый совет Сенатора Либермана, я также много думал о силе памяти о дне субботнем. Президент Расселл M. Нельсон говорит, что то, как мы показываем Богу, чтим ли мы Его в Его священный день, основывается на нашем поведении и отношение ко дню субботнему. Я стал считать необходимую работу в воскресенье скорее возможностью, чем непримиримым столкновением заповедей. Слова Президента Нельсона о нашем отношении ко дню субботнему, в сочетании с заповедью в Исходе 20 «помни день субботний», говорят мне, что сам акт памяти о святости этого дня может быть существенным изменением отношения, чтобы помочь мне сделать этот день священным, даже если приходится работать.
Сам акт памяти о святости этого дня
может быть существенным изменением отношения,
чтобы помочь мне сделать этот день священным,
даже если приходится работать.
Я формирую свое отношение ко дню субботнему разными способами. Например, я рассматриваю свои эпизодические и небольшие жертвы воскресным отдыхом как возможность задуматься и осознать большую глубину величайшей жертвы Иисуса ради нашего вечного покоя. Я понимаю, что в то время как я работаю для временного спасения моей семьи, Иисус работал и работает для вечного спасения моей семьи. И чтобы укрепить свое духовное состояние ума, я наполняю карманы свободного времени Священными Писаниями, а также мудростью и необыкновенной красотой других великих книг мира.
Это не является безупречным решением сложной проблемы, все же противоречие между днем субботним и работой заставляет меня в духовном смысле всегда быть на чеку, быть бдительным, чтобы помнить священный день Бога и находить время для умственного отдыха и духовного роста, какими бы ни были обстоятельства. Наша общественная культура повального материализма и трудоголизма – даже если работа, которую мы выполняем, благородная и хорошая – могут заставить нас чувствовать, будто мы утомленные странники в поисках земли обетованной, земли уединения и отдыха. Ничего удивительного в этом нет – Иисус говорил нам 2000 лет назад, что «в мире будете иметь скорбь» (Иоанн 16:33).
Хотя мы, возможно, не всегда способны соблюдать день субботний идеально, мы можем помнить слова еврейского автора Вивы Хаммер, которая сказала, что «день субботний стал центром мироздания» для евреев – «людей, которые были гонимы туда-сюда, не находя дома». Он является частью жизни для нее и других евреев, он может стать таковым и для нас в нашей тяжелой от работы жизни, где день субботний «парит над неделей, маня к себе, и иногда, уже во вторник, [мы] так измотаны, что [мы] жаждем дня субботнего. Жаждем не выходных, не отпуска, но дня субботнего» (”Sabbath Alone”, First Things, Nov. 2016).
Статья была написана Сэмюэлем Б. Хислопом и впервые напечатана на сайте www.lds.org. Перевод Тамары Мартыненко.